Наверх
МОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯРОСЛАВЛЬ

Кировский район



Литературная прогулка по центральной части города

Слайд 1

Содержание:
1 Екатерина. Биографическая справка
2 Высказывания. Крылатые выражения
3 Екатерина – литератор
4 Екатерина и Ярославль
5 Ода Майкова В.И. на прибытие Екатерины в Ярославль в 1763 г.
6 История названия улицы
7 Прогулка по главной улице губернского города - Екатерининской

Слайд 2

Детство и юность

Екатерина II Великая — императрица Всероссийская в 1762 — 96 годах, рож-денная София-Фредерика-Амалия, принцесса Ангальт-Цербстская родилась 21 апреля 1729 г. Она была дочерью младшего брата маленького немецкого «фюрста»; мать ее происходила из дома Гольштейн-Готторп и приходилась двоюродной теткой будущему Петру 3. Екатерина выросла в небогатой семье и получила посредственное воспитание. В 1743 г. мать Екатерины и она сама получили приглашение от императрицы Елизаветы Петровны прие-хать в Петербург.

Переезд в Петербург и замужество.

Елизавета, по разным мотивам, выбрала в невесты своему наследнику Петру Федоровичу именно Екатерину. Приехав в Москву, Екатерина быстро освоилась с положением и поняла свою задачу: приспособиться к условиям, к Елизавете, ее двору, ко всей русской жизни, усвоить русский язык и православную веру. Обладая привлекательной внешностью, Екатерина расположила в свою пользу и Елизавету, и двор. 21 августа 1745 г. Екатерина была обвенчана с великим князем Петром, но только 20 сентября 1754 г. у Екатерины родился сын Павел.
Годы, горькие испытания, грубое общество приучили Екатерину ис-кать утешения и радости в чтении. Тацит, Вольтер, Бейль, Монтескьё стали ее любимыми авторами. Когда она вступила на престол, она была женщиной высокообразованной.

Слайд 3

Военный мятеж и дворцовый переворот

Различные кружки лелеяли мысль о низложении Петра III. Екатерина, пользовавшаяся популярностью в народе, имела свои планы. Гвардейцы мечтали видеть ее на престоле; сановники помышляли о замене Петра его сыном под регентством Екатерины. Петр III был низложен 28 июня 1762 г. военным мятежом, без выстрела, без пролития капли крови.
Екатерина укрепляла свое положение и осторожным проведением своей воли и снисканием популярности среди населения, особенно среди того класса, который выдвинул заговорщиков, т. е. дворянства.

Наказ Екатерины<

Особенное значение в первые годы царствования Екатерины имел созыв комиссии о сочинении проекта нового уложения, последней и наиболее вы-дающейся в ряду законодательных комиссий XVIII в. Избирателям было предложено составить и вручить депутатам наказы о местных пользах и отягощениях и об общегосударственных потребностях, и сама Екатерина изготовила в руководство комиссии наказ, содержавший изложение ее взглядов по целому ряду вопросов государственного и правового характера. Путем Наказа, в основу которого легли «Дух законов» Монтескьё, «О преступлении и наказании» Беккарии, «Institutions politiques» Бильфельда и некоторые другие сочинения, Екатерина вносила в сознание правительства и общества передовые политические идеи.
В «Наказе» провозглашен принцип религиозной терпимости, осуждение пыток и другие прогрессивные идеи криминалистики. Наименее разработан-ной и довольно неопределенной является глава о крестьянах; в официальном издании Екатерина не решилась выступить сторонницей эмансипации.
Эффект, произведенный Наказом в комиссии и обществе, был громадный. Наказы депутатам и прения в комиссии повлияли на общественное развитие, но положительных законодательных результатов комиссия непосредственно не дала; торжественно открытая 30 июля 1767 г., она была временно распу-щена 18 декабря 1768 г., ввиду начала турецкой войны, и ее общее собрание более не созывалось; работали только ее частные комиссии до 25 октября 1773 г., когда и они были распущены, оставив крупные труды, послужившие источником для позднейшего законодательства Екатерины. Все эти труды покоятся неизданными и малоизвестными в архиве государственного совета. Сама комиссия официально не была упразднена, а существовала в виде бюрократической канцелярии без особого значения до конца царствования Екатерины. Так кончилась эта затея Екатерины, доставившая ей большую славу.

Слайд 4

Губернские учреждения

С годом окончания Пугачевщины совпал год издания учреждения о губерниях. Губернские учреждения Екатерины вносили принципы выборности и сословности в местное управление, отдавали в нем преобладание дворянству, проводили принцип разделения властей судебной, административной и финансовой.
К просветительным мерам, в которых Екатерина хотела быть на уровне века, принадлежит учреждение Воспитательных домов и женских институтов, имевших целью создать «новую породу людей», а также выработка особой комиссией широкого, но слабо осуществленного плана народного образования.
Важное значение имели: указ о вольных типографиях, устав благочиния (1782), жалованные грамоты дворянству и городам (1785), давшие обоим самоуправление, а за дворянством закрепившие преобладающее значение в государстве.
Гораздо хуже обстояло дело с крестьянским вопросом. Екатерина не пред-приняла существенных мер к улучшению крестьянского быта; она закрепила за дворянством право на владение населенными имениями, в редких случаях она карала помещиков-истязателей и вменяла в обязанность наместникам пресекать «тиранство и мучительство», но, с другой стороны, умножила число крепостных щедрыми пожалованиями населенных имений своим сотрудникам и фаворитам.

Последние годы правления:
конец реформаторства и расширение империи

После жалованных грамот 1785 г. реформаторская деятельность Екатерины замирает. Финансовая политика была явно ошибочна; громадные расходы вели к кризисам казначейства, к удвоению налогового бремени. Екатерина вступала на путь реакции и застоя. Французская революция осталась ей непо-нятой и вызвала ее живое негодование. Она всюду стала видеть заговорщиков, якобинцев, подосланных убийц.
Она считала вредными бреднями те идеи, которые ей самой когда-то не были чужды. Она прекращала сатирические журналы, имевшие своим прообразом «Всякую Всячину». Деньгами и дипломатическим путем Екатерина поддерживала борьбу с революцией.
Внешняя политика Екатерины после 1774 г. была блестяща по результатам. Екатерина еще более подняла престиж России, проведя в жизнь «вооруженный нейтралитет», т. е. международную охрану торгового мореплавания. В том же году Екатерина не возобновила союза с Пруссией и сблизилась с Австрией, что дало России возможность присоединить Крым, Тамань и Кубанскую область (1783) и вести вторую турецкую войну (1787 — 91) Не желая допустить усиления Польши Екатерина ввела свои войска в нее. Разделы 1793 г. (между Россией и Пруссией) и 1795 г. (между ними же и Австрией) положили конец государственному существованию Польши и дали России Литву, Волынь, Подолию и часть теперешнего Привислинского края.
Екатерина скончалась от удара 6 ноября 1796 г.

Слайд 5

Внешняя политика, войны и бунты

Внешняя политика Екатерины имела в первые годы царствования большое значение. Поддерживая мир с Пруссией, Екатерина стала интенсивно вмешиваться в польские дела и провела на польский престол своего кандидата — Станислава-Августа Понятовского. Она явно стремилась к разрушению Речи Посполитой. Польша отказалась признать домогательства Екатерины и вступила с ней в борьбу. В то же время объявила России войну Турция (1768). Польша была занята русскими войсками и в 1772 — 73 годах состоялся первый раздел Польши. Россия получила Белоруссию и дала свою «гарантию» польскому устройству — точнее, «безнарядию», — получив, таким образом, право вмешиваться в польские внутренние дела.
В войне с Турцией на суше наибольшее значение имела Кагульская битва, на море — сожжение турецкого флота в Чесменской бухте. По миру в Кючук-Кайнарджи (1774) России достались Азов, Кинбури, южные степи, право на покровительство турецким христианам, торговые выгоды и контрибуция. Во время войны произошли немалые внутренние осложнения. Занесенная из армии чума свила себе прочное гнездо в Москве (1770). Главнокомандующий Салтыков бежал; народ обвинял в беде врачей, а архиепископ Амвросий, приказавший увезти чудотворную икону, к которой стекались толпы людей, был убит. Только энергия генерала Еропкина положила конец бунту, а чрезвычайные меры прекратили болезнь.
Еще опаснее был Пугачевский бунт, выросший на почве социально-бытовых условий юго-восточной окраины; это было острое проявление социально-политического протеста казаков, крестьян и инородцев против петербургской абсолютной монархии и крепостного строя. Начавшись на Яике (Урале), среди тамошних казаков, движение нашло благоприятную почву в слухах и толках, порожденных вольностью дворянства, низложением Петра III и комиссией 1767 г. Казак Емельян Пугачев принял имя Петра III. Движение получило грозный характер, но затем энергичные меры П. И. Панина, Михельсона, Суворова положили конец движению, и 10 января 1775 г. Пугачев был казнен.

Личность Екатерины.

«У Екатерины был ум не особенно тонкий и глубокий, но гибкий и осторожный, сообразительный. У нее не было никакой выдающейся способности, одного господствующего таланта, который давил бы все остальные силы, нарушая равновесие духа. Но у нее был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя выбрать тон» (Ключевский).
У нее было удивительное уменье приспособляться к обстоятельствам. Она обладала сильным характером, умела понимать людей и влиять на них; смелая и отважная, она никогда не теряла присутствия духа. Она была очень трудолюбива и вела жизнь размеренную, рано ложась и рано вставая; любила во все входить сама и любила, чтобы об этом знали. Славолюбие было основной чертой ее характера и стимулом ее деятельности, хотя она дорожила величием и блеском России.
Екатерина переписывалась с Вольтером, д’Аламбером, Бюффоном, принимала у себя в Петербурге Гримма и Дидро. Не чуждая отвлеченных умозрений, она была политиком-реалистом, хорошо разбиралась в экономических и психологических факторах, отдавала себе отчет в том, что ей приходится иметь дело с живыми людьми, которые «почувствительнее и пощекотливее, чем бумага, которая все терпит» (слова, сказанные ей Дидро).
Она была убеждена, что для черни нужны религия и церковь.
Екатерина была обворожительна в обращении; она очаровывала людей и при дворе умела создать атмосферу известной свободы. Она любила критику, если она была прилична по форме и ограничена некоторыми пределами. С годами эти пределы суживались: Екатерина все более проникалась убеждением, что она натура исключительная и гениальная, лесть, которую она любила, вредно действовала на нее.
Круг интересов Екатерины был широк и разнообразен, образование — обширное; она работала, как дипломат, юрист, писатель, педагог, любитель искусства (одна музыка была ей чужда и непонятна); она основала Академию Художеств и собрала значительную часть художественных сокровищ Эрмитажа.
Значение царствования Екатерины велико. Внешние его результаты имели большое влияние на судьбы России как политического тела; внутри крупными фактами являлись некоторые законы и учреждения, например, учреждение о губерниях. Гуманные идеи и мероприятия вносили в общество культурность и гражданственность, а комиссия 1767 г. приучала общество думать о запретных политических темах.
В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. Еще при жизни Екатерина II была названа Великой, и этот почетный титул сохранился за ней в официальной имперской историографии.

Слайд 6

Высказывания Екатерины II

  • В своих трудах и страдании прилично человеку иметь терпение, к людским же винам и погрешностям — великодушие.
  • Доброй хозяйки должность есть: быть тихой, скромной, постоянной, осторожной; к Богу усердной, к свекру и свекрови почтительной; с мужем обходиться любовно и благочинно, малых детей приучать к справедливости и любви к ближнему; перед родственниками и свойственниками быть учтивой, добрыя речи слушать охотно, лжи и лукавства гнушаться; не быть праздной, но радетельной на всякое изделие и бережливой в расходах.
  • Искусный стрелок, не попадая в цель, вину не кладет на лук или стрелы, но у самого себя в проронке требует отчета: однако для того бодрости духа и охоты не теряет.
  • Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна.
  • Государства, в которых не оказывается почтение государю, начальствующим, в которых не имеют почтения ни к старикам, ни к отцам и матерям, близки к падению.
  • Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора; отыскивайте истинное достоинство, хоть бы оно было на краю света: по большей части оно скромно и «прячется где-нибудь» в отдалении. Доблесть не лезет из толпы, не жадничает, не суетится и позволяет забывать о себе.
  • Кто имеет веселье и веселиться не может, тот болен или отдается мыслям своим во угнетение.
  • Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья.
  • Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят.
  • Сколько истин, признаваемых нами в настоящее время бесспорными, в момент провозглашения их казались лишь парадоксами или даже ересями!
  • Лекарство от глупости еще не найдено. Рассудок и здравый смысл не то что оспа: привить нельзя.

Крылатые выражения императрицы

  • Управлять — значит предвидеть.
  • Победителей не судят.
  • Лучше оправдать десять виновных, чем обвинить одного невинного.
  • Я буду царствовать или погибну.
  • Первое правило — делать так, чтобы люди думали, будто они сами хотят этого.
  • Я хвалю громко, а порицаю вполголоса.
  • Народ, который поет и пляшет, зла не думает.
  • Человек только тогда счастлив, когда занят.
  • Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать
Слайд 7

Екатерина — литератор и издатель

Екатерина принадлежала к немногочисленному числу монархов, которые общались со своими подданными путём составления манифестов, инструкций, законов, полемических статей и косвенно в виде сатирических сочинений, исторических драм и педагогических опусов. В своих мемуарах она признавалась: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила».
Одаренная литературным талантом, восприимчивая и чуткая к явлениям окружающей жизни, Екатерина принимала деятельное участие и в литературе своего времени.
Начало публичной литературной деятельности Екатерины относится к 1769 г., когда она явилась деятельной сотрудницей и вдохновительницей сатирического журнала «Всякая Всячина». Главной идеей журнала была критика человеческих пороков и слабостей. Другими предметами иронии были суеверия населения. Сама Екатерина называла журнал: «Сатира в улыбательном духе». Покровительственный тон, усвоенный «Всякой Всячиной» по отношению к другим журналам, и неустойчивость ее направления вскоре вооружили против нее почти все тогдашние журналы; главным противником ее явился смелый и прямой «Трутень» Н. И. Новикова.
К 1783 г. относится деятельное участие Екатерины в «Собеседнике любителей российского слова», издававшемся при Академии Наук под редакцией княгини Е. Р. Дашковой. Здесь Екатерина поместила ряд сатирических статеек, озаглавленных общим именем «Былей и Небылиц». Первоначально целью этих статеек было сатирическое изображение слабостей и смешных сторон современного императрице общества. Скоро «Были и Небылицы» стали служить отражением журнальной жизни «Собеседника». Екатерина была негласным редактором этого журнала; как видно из переписки ее с Дашковой, она прочитывала еще в рукописи многие из статей, присылавшихся для помещения в журнале. Некоторые из этих статей задевали ее за живое: она вступала в полемику с их авторами, нередко вышучивала их.

Слайд 8

В промежуток между 1769 и 1783 годами Екатериной было написано пять комедий («Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьею», «Невеста невидимка») и между ними лучшие ее пьесы: «О время» и «Именины госпожи Ворчалкиной». Написаны они в духе и по образцу французских современных ей комедий, в которых слуги являются более развитыми и умными, чем их господа. Но, вместе с тем, в комедиях Екатерины выводятся на посмеяние чисто русские общественные пороки: ханжество, суеверие, дурное воспитание, погоня за модой, слепое подражание французам.
В последующие годы (1785 — 1790) Екатерина написала 13 пьес, не считая драматических пословиц на французском языке, предназначавшихся для эрмитажного театра. Масоны уже давно привлекали внимание Екатерины. По ее словам, она подробно ознакомилась с громадной масонской литературой и не нашла в масонстве ничего, кроме «сумасбродства». Пребывание в Петербурге (в 1780 г.) Калиостро, которого она называла негодяем, достойным виселицы, еще более вооружило ее против масонов. Получая тревожные вести о все более и более усиливавшемся влиянии московских масонских кружков, видя среди своих приближенных многих последователей и защитников масонского учения, Екатерина решила бороться с этим «сумасбродством» литературным оружием и в течение двух лет (1785 — 86) написала три комедии («Обманщик», «Обольщенный» и «Шаман Сибирский»), в которых осмеивала масонство. В комедии «Обольщенный» встречаются жизненные черты, напоминающие московских масонов. «Обманщик» направлен против Калиостро. В «Шамане Сибирском» Екатерина поставила масонство на один уровень с шаманскими фокусами.
К указанному времени относится и знакомство Екатерины с Шекспиром, во французском или немецком переводе. Она переделала для русской сцены «Виндзорских кумушек», но переделка эта весьма мало напоминает подлинного Шекспира. В подражание историческим его хроникам она сочинила две пьесы из жизни Рюрика и Олега. Екатерина выступила инициатором, организатором и автором либретто помпезного национально-патриотического проекта — «исторического действа» «Начальное управление Олега», для которого привлекла лучших композиторов, певцов и хореографов (премьера состоялась в Петербурге 22 октября 1790 г.). Все петербургские спектакли по произведениям Екатерины были обставлены чрезвычайно богато. Оперы «Февей» и «Горебогатырь», а также оратория «Начальное управление» были изданы в клавире и партитуре (что по тем временам в России — необычайная редкость). Главное значение этих «Исторических представлений» заключается в тех политических и нравственных идеях, которые Екатерина вкладывает в уста действующих лиц.
Екатерина написала либретто к пяти комическим операм («Февей», «Новгородский богатырь Боеславич», «Храбрый и смелый витязь Ахридеич», «Горе-богатырь Косометович», «Федул с детьми»), в которых не преследовала никакой серьезной цели: это были обстановочные пьесы, в которых главную роль играла сторона музыкальная и хореографическая. Премьеры состоялись в Санкт-Петербурге в 1786–91 гг. Сюжеты для опер взяты из народных сказок и былин. Лишь «Горе-богатырь Косометович», несмотря на свой сказочный характер, заключает в себе элемент современности: эта опера выставляла в комическом свете шведского короля Густава III, открывшего в то время неприязненные действия против России, и была снята с репертуара тотчас же по заключении мира со Швецией. Французские пьесы Екатерины, так называемые «пословицы» — небольшие одноактные пьески, сюжетами которых служили эпизоды из современной жизни, повторяют темы и типы, уже выведенные в других комедиях Екатерины.

В области законодательства делом рук Екатерины был знаменитый «Наказ» — инструкция, данная ею в руководство комиссии, учрежденной в 1766 году для составления нового Уложения. В «Наказе» отразились лучшие освободительные идеи XVIII века. Мысли о воспитании, вкратце изложенные в одной из глав «Наказа», впоследствии были подробно развиты Екатериной в «Начальной азбуке с гражданским учением», «Выборные российские пословицы», «Разговоры и рассказы» — в аллегорических сказках: «О царевиче Хлоре» (1781) и «О царевиче Февее» (1782) и, главным образом, в «Инструкции князю Н. Салтыкову», данной при назначении его воспитателем великих князей Александра и Константина Павловичей (1784).
В1781–1782 годах Екатерина написала свои знаменитые аллегорические сказки «О царевиче Хлоре» и «О царевиче Февее», рисующие идеал воспитания будущего правителя. Екатерина выдвигает на первое место в воспитании нравственный элемент — вкоренение в душе гуманности, справедливости, уважения к законам, снисходительности к людям. В то же время она требует, чтобы умственная и физическая стороны воспитания получали надлежащее развитие. Лично ведя воспитание своих внуков до семилетнего возраста, она составила для них целую учебную библиотеку.
В воспитании великих князей, своих внуков, Екатерина считала особенно важным «познание России во всех ее частях».
«Историю Российскую им знать нужно», писала она в «Инструкции», «и
для них она составляется». Ни учебника, ни вообще сочинения по русской истории тогда не было еще в России, и составительницей ее является сама императрица, начавшая тогда писать «Записки касательно российской исто-рии», которые появились в печати в «Собеседнике».
Кроме этих крупных произведений, после императрицы остались заметки и наброски на русском и французском языках: «Правила учащемуся, на память учащимся детям», автобиографические заметки.
Однако, некоторые историки полагают, что ряд её сочинений и даже писем был написан не ею самой, а некими анонимными авторами, указывая на слишком резкие различия в стиле, правописании и т. д. между разными её сочинениями. К.Валишевский считает, что некоторые её письма могли быть написаны Андреем Шуваловым, а литературные произведения -Н. И. Новиковым в период их «примирения» после 1770 г. Так, все её комедии, имевшие успех, были написаны лишь в период её «дружбы» с Новиковым, в то же время написанную позднее комедию «Горе-Богатырь» (1789) критикуют за грубость и пошлость, нехарактерную для комедий 70-х годов.

Говорилось, что императрица сама не могла писать по-русски и присваи-вала себе произведения, написанные не ею. Позднейшие исторические изыскания опровергли этот взгляд; несомненно, она сама задумывала и сама писала произведения, которым присваивается ее имя. Императрица отличалась редким по своему времени для женщин образованием, которым обязана была себе самой. Еще будучи Ангальтъ-Цербстской принцессой, не удовлетворяясь уроками своих учителей, она начала знакомиться с лучшими произведениями европейских литератур, и особенно много отдала сил в пользу самообразования. Недостатки ее в знании русского языка ограничивались правописанием, да изредка неправильным употреблением падежей и видов глаголов, и императрица в праве была сказать: «наши грешные паде-жи, надеяться можно, никому вреда не нанесут». Грибовский замечает, что «государыня говорила по-русски довольно чисто и любила употреблять простые и коренные русские слова, которых она знала множество». Словом, несмотря на свои «грешные падежи», императрица, урожденная немецкая принцесса, несравненно более была подготовлена к деятельности на почве русской литературы, чем многие образованные русские, уже тогда воспитывавшиеся на иностранных языках и нередко в понятиях пренебрежения к русской народности и к русскому языку. Екатерина старалась писать как можно ближе к простой разговорной речи, и в этом отношении она решительно превосходила многих современников.
Сама Екатерина не придавала значения своей литературной деятельности. «На мои сочинения, — писала она Гримму, — смотрю как на безделки. Я люблю делать опыты во всех родах, но мне кажется, что все написанное мной довольно посредственно, почему, кроме развлечения, я не придавала этому никакой важности».
Литературные произведения Екатерины изданы дважды в 1893 г., под ре-дакцией В. Ф. Солнцева и А. И. Введенского. Полное собрание сочинений Екатерины в 12 томах издано Академией Наук в 1901 — 1908 годах, под редакцией сначала А. Н. Пыпина, а по смерти его — Я. Барскова. В это издание включено много ранее нигде не напечатанных сочинений Екатерины и автобиографических записок.

Увы, Екатерину Великую как литератора забыли потомки. Её талант, так же, как и дарование многих авторов того времени и более поздней поры, померкли в лучах литературной славы Александра Сергеевича Пушкина, а также и других блистательных стихотворцев золотого и серебряного века русской поэзии. Однако, в своё время, пьесы великой русской императрицы ставились на подмостках петербургских и московских театров, её стихи читали на светских раутах представители высшей русской аристократии.

Слайд 9

Екатерина Великая и Ярославль.

Екатерина Великая посещала наш город дважды: в 1763 25–28 мая (5—8 июня) путешествие в Ростов и в 1767 г. 9(20)- 13(24) мая, путешествуя по Волге

25 мая 1763 года, после посещения Ростова для религиозных целей, в Ярославль прибыла императрица Екатерина II со свитой. Жители встречали её далеко за городом. При въезде императрицы в Ярославль звонили колокола многочисленных церквей и гремели пушки. Екатерина отслушала молебен в Спасском монастыре и приложилась к мощам благоверных ярославских князей. Затем она прибыла в Успенский собор, где её ожидало духовенство и другие сословия горожан. После молебна императрица остановилась в располагавшемся близ собора Архиерейском доме. Пробыв там несколько часов, она в сопровождение всего дворянства отправилась на полотняную фабрику купца Затрапезнова, где остановилась в специально приготовленном доме. Утром следующего дня, 26 мая, Екатерина принимала дворян обоего пола, промышленников и купцов. К обеденному столу в Архиерейском доме было приглашено всё ярославское дворянство; во время застолья тосты провозглашались в сопровождении пушечной пальбы. После обеда императрица отправилась в Толгский монастырь, где она отслушала молебен, приложилась к чудотворной иконе Божией Матери и осмотрела монастырский сад и кедровую рощу. В богато убранной шлюпке в сопровождении множества мелких судов и лодок, наполненных кричащими «ура» людьми, Екатерина по Волге и Которосли вернулась в дом у фабрики Затрапезнова. На следующий день, 27 мая, императрица осматривала фабрики купцов Затрапезновых, Гурьевых, Колосовых и других, увиденное она хвалила и призывала к большему усовершенствованию изделий. 28 мая, в 10 часов утра, состоялся приём дворянства и купечества в Архиерейском доме, на котором все были допущены к руке; императрица благодарила за радушный приём, хвалила местность города и изъявила неосуществлённое желание построить в Ярославле императорский дворец. После того она в сопровождении большого числа народа отправилась обратно через Ростов в Москву.
Ярославль, явившийся последним пунктом путешествия, оставил у императрицы благоприятное впечатление: «Город Ярославль всем весьма нравится, и я почитаю его третьим городом из тех, которые я видела в России» .

Слайд 10

Второй раз императрица посетила Ярославль в 1767 году во время путешествия по Волге от Твери до Казани. 9 мая ярославцы собрались к Успенскому собору, ожидая Екатерину; архиепископ Афанасийй, духовенство, дворянство и купечество ждали в самом соборе. Лишь только из-за Полушки-ной рощи показалась флотилия императрицы из шести галер и пяти транс-портных судов, окружённая многочисленными лодками жителей прибрежных сёл и деревень, зазвонили на ближней приходской колокольне. На Стрелке Волги и Которосли для схода была устроена широкая лестница, а на самой Волге красивая пристань. В 8 часов пополудни флотилия встала на якорь и императрица на богато убранной шлюпке переправилась на берег, в это время под непрерывное ура был сделан 81 выстрел из пушек, стоявших на берегу и на площади. Архиепископ с крестом в руках и воевода сошли на пристань, где первый приветствовал гостью поздравительной речью, а второй рапортовал о благосостоянии города. Тут же, на самом берегу, императрицу встретили хлебом и солью дворянство и купечество. При громком ура и колокольном звоне императрица вошла приложилась к иконам и мощам благоверных князей, после чего отправилась в приготовленный для неё Архиерейский дом. 10 мая, в 11 часов утра, императрице представлялись архиепископ с знатнейшим духовенством, ярославское дворянство и купечество. потом были представлены костромские посланники, призванные проводить Екатерину в Кострому.
Императрица оказалась в гуще местных страстей: в городе разгорелось ожесточенное соперничество, переросшее во вражду между богатеями-купцами, заседавшими в магистрате, и притесняемыми ими купцами сред-него достатка и купеческой мелкотой. Примирение все же не спасло ярославского воеводу Кочетова от гнева императрицы — она велела Сенату заменить его, так как он «по нерасторопности своей должность свою исполняет с трудом и не может способствовать восстановлению мира между купечеством».
После приёма императрица посетила Спасский монастырь, а после стола обозрела фабрики. В Ярославле Екатерину интересовали шелковые фабрики, куда она отправилась в сопровождении иностранных послов. Она спрашивала купцов о прибыли, уменьшении численности рабочих на определенных операциях за счет машин, расширении производства. Допытывалась, нет ли препятствий административного характера «к поощрению и размножению сих нужных мануфактур.
В 8 часов вечера она принимала и жаловала к руке дам ярославского дворянства. Она обратила внимание и на внешность ярославских женщин: „Ярославки лицом хороши, а тальею и одеянием на tappenmonde похожи“ (то есть оставили дурное впечатление). После обеда императрица побывала на заводах, а вечером посетила бал, организованный дворянством и купечеством, причём оделась на него в русское ярославское платье и кокошник. Известный в будущем поэт, ярославец В. И. Майков преподнёс ей „Оду на прибытие её величества из Москвы в Ярославль“, в которой выражалась надежда на либеральное обновление государственного управления.
Численность караулов на станциях следования императорского поезда (один обер-офицер, один капрал и десять солдат) свидетельствовала о том, что Екатерина не боялась населения, спокойно вверяясь жителям тех губерний, через которые проезжала. Государыню буквально носили на руках. Люди за сотни верст приезжали, чтобы „удостоиться видеть ее царственное лицо“. В Ярославле приветственными криками жители заглушали гром пушечного салюта, а некоторые бросались в воду у пристани», чтобы плыть к галерам и поскорее увидеть императрицу.

Слайд 11

Именно при Екатерине происходит судьбоносное в истории ярославского края событие — образование Ярославского наместничества. По указу 1777 г. должность генерал-губернатора в Ярославле она доверила Алексею Петровичу Мельгунову.

Учреждение нового Ярославского наместничества оживило все направления культурной жизни города и края: была проведена перепланировка города по регулярному плану, начали создаваться светские учебные заведения, больницы, типографии и многое другое. Ярославль в XVIII веке к своей славе родины русского национального театра прибавил почётное звание основателя провинциальной журналистики.

Слайд 12

Регулярный план застройки города утвердила императрица. Именно планировка центральной части города позволила Ярославлю войти в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Виктория Марасанова, доктор исторических наук: «Каждый губернский уездный город получил регулярный план. Екатерина их утверждала. Конечно, она сама эти планы не составляла. Но можно сказать, что переустройство русских городов — это своеобразный памятник императрице». Будучи в Ярославле, Екатерина обронила фразу, ставшую исторической: «Волжские города красивы по ситуации, но мерзостны по застройке». План имел много достоинств: сохранены памятники истории и архитектуры, улицы начинались и заканчивались церковью или башней вала, церкви, окруженные площадями, где до 1772 г. были приходские кладбища, сделались узлами композиции плана. От главной площади города — Ильинской (Советской) расходились три луча улиц к проездным башням посада: Углической — ул. Рождественская- Нахимсона, к Власьевской — ул Угличская- Кирова, к Семеновской — ул Ильинская (Советская).

«Поверь, поверь и не смущайся, О Ярославль, судьбою сей! Прямым весельем наслаждайся. И в честь монархине своей Воздвигни из сердец сложенный Алтарь, усердием возжженный, Составь торжественный ей лик» Такими одами услаждали слух Екатерины в Ярославле.

Муза в Ярославле посетила и саму Екатерину. Она остановилась в самом роскошном здании конца 18 века — в Митрополичьих палатах. Горшкова Виктория, заведующая отделением древнерусского искусства: «Здесь императрицу развлекали, ей рассказывали истории из местной жизни. Истории иногда грустные, иногда комичные, и она перевела их в пьесы. То есть, она записала эти истории, а потом на их основе написала пять комедий. В общем, императрица получила от города творческий импульс.

Слайд 13

Подлинной создательницей русской полиции можно назвать Екатерину Великую. В 1782 году ею был утвержден «Устав благочиния», определявший устройство полицейского аппарата по всей России. В Ярославле, как и в других городах, учреждалась управа благочиния, а сам город был поделен на части. Поначалу их было всего две, однако спустя 10 лет ярославский губернатор увеличил число полицейских частей до трех. Две из них располагались на территории современного Кировского района, а третья — за Которослью.
Каждой частью ведал частный пристав, в подчинении которого находилось несколько квартальных надзирателей. В начале XIX века в нашем городе появились и низшие полицейские чины — «будочники» (впоследствии их стали называть «городовыми»). Свою нелегкую службу они несли на посту, в специальной окрашенной полосами будке. Уже в 1803 в Ярославле появилось 2 десятка таких будок — как на центральных площадях, так и на выезде из города.

Манифест о присоединении Крыма

Этот манифест датируется 1783 годом. Копии таких указов рассылались во все губернии, воля монарха доводилась до населения. Найденный документ — одна из копий указа, оригинал его хранится в Центральном историческом архиве Санкт-Петербурга.
В Государственном архиве Ярославской области при тестировании системы нашли уникальный документ — указ императрицы Екатерины II о присоединении полуострова Крым к России. Несмотря на то, что манифест — копия указа, разосланного во все губернии, это оригинальный документ с гербовой печатью.

ОДА
НА ПРИБЫТИЕ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА
ИЗ МОСКВЫ В ЯРОСЛАВЛЬ
1763 ГОДА


Прекрасное светило мира,
Согнав с земли ночную тень,
Сияя, как твоя порфира,
Лиет сугубый россам день;
Сугубы день и здесь открылся,
Когда твой зрак у нас явился,
Ликует весь счастливый град,
Дождавшись таковой судьбины,
Что зрит лице Екатерины,
Исполнь веселий и отрад.
Главу подъемлет он высоко
И обращает всюду взор,
Куда ни простирает око,
Чудес единых зрит собор;
Объят быв ужасом, вещает:
«Не сон ли сладкий мя прельщает?
Я зрю в объятиях моих
Монархиню, от всех любезну,
Прервавшу жизнь россиян слезну,
От бед избавившую их».
В сомненьи быв, сие вещает,
Но трепет речь его пресек;
Свой Волга бег остановляет
И хочет обратиться вверх,
Но по естественному чину
Бежит в Каспийскую пучину
И, негодуя, вопиет:
«Почто мне не дано судьбою
Свой бег сдержать и быть с тобою,
Монархиня, российский свет?»
Поверь, поверь и не смущайся,
О Ярославль, судьбою сей!
Прямым весельем наслаждайся
И в честь монархине своей
Воздвигни из сердец сложенный
Алтарь, усердием возжженный,
Составь торжественный ей лик:
Такою жертвой угождают
Народы, кои почитают
Спасительми своих владык.
Таков ты был в прошедши годы
Благополучен, как и днесь,
Как, на целебные шед воды,
Великий Петр починул здесь.
Блажен и ныне ты, как прежде,
Блажен и будь в такой надежде,
Что не мечтою ты прельщен:
Ты зришь твою императрицу,
Как зришь всходящую денницу,
Которой ныне озарен.
Не тако после бурной ночи
Пловец ждет солнечных лучей,
Как мы желали видеть очи
Давно монархини своей;
Давно усердием пылали,
Давно на трон тебя желали,
Все верные твои рабы;
Давно колена преклоняли,
Давно на небо воссылали
О сем к творцу свои мольбы.
И се надежда совершилась,
Которою питались мы:
Екатерина воцарилась,
Настал день светлый после тьмы,
Настало время нам златое,
Мы все в возлюбленном покое,
Исчезла мгла грозящих туч.
Екатеринины молитвы
Спасли от лютой нас ловитвы,
Сияет в небе ясный луч.
Блаженна та страна святая,
Блажен тот скиптр, блажен тот трон,
Где сам царь, церкви подражая,
Хранит божественный закон.
Россия, так и ты блаженна,
В твоей монархине возжженна
Любовь к бессмертному царю:
Места святые посещает,
Его угодников лобзает,
Приносит жертвы алтарю.
Еще мой дух стремится ныне
Еще на волгски берега,
Я зрю: спешат Екатерине
Взрастить там тьму цветов луга;
Куда ни простираю взоры,
Везде богатство вижу Флоры,
Везде ликующих людей:
Там песни, тамо караводы,
А там в себе прозрачны воды
Изображают тьмы лодей.
Там все усердием пылают
И все во сретенье текут,
Екатерине подстилают
Свои одежды и рекут:
«Гряди по них, о, счастье наше!
Ты нам всего на свете краше.
Ты, лира, гласу подражай,
Греми пред нею велегласно,
Греми с народами согласно
И песнь усердну продолжай».
Но ты каких похвал достойна,
Того не может стих вместить,
Моя не так и лира стройна,
Чтоб пред тобой могла гласить.
К тебе, монархиня, взываю,
Прости мне, что принесть дерзаю
Величеству нестройный стих.
Твою к отечеству заслугу
Чтоб возгласить земному кругу,
Не мне, но славе дел твоих.
А я желал бы днесь и боле
Принесть хвалу тебе поя,
Но мысль моей противна воле,
Слабеет лира в том моя.
Мой ум в сей бездне утопает,
Когда проникнути желает
Твоей премудрости во храм.
Я песнь усердьем скончеваю,
Себя и лиру повергаю
К твоим, монархиня, стопам.

Местный помещик В. И. Майков

Слайд 14

Название

Ростовская, Екатерининская, Крестьянская… За свою жизнь эта улица сменила немало имен. Она берет начало у храма Спаса на Городу и заканчивается Казанским монастырем, при этом хранит степенность старого Ярославля и остается одной из самых оживленных улиц в центре города. Вы, конечно, догадались — речь идет об улице Андропова, и сегодня мы приглашаем внимательней вглядеться в ее прошлое.

История в названиях

Впервые эта улица появилась на регулярном плане города в 1778 году, когда Ярославль переживал настоящий градостроительный бум. Живописные средневековые улочки были «спрямлены», а некоторые магистрали приходилось пробивать заново по существующей застройке. Именно так была проложена и улица Ростовская, связавшая берег Которосли с торговыми кварталами Ярославля. По традиции тех лет новую улицу губернского центра окрестили в честь одного из уездных городов — Ростова Великого.

Под этим именем она благополучно прожила целое столетие, пока в 70-ые годы XIX века ее не попытались переименовать в Казанскую — по расположенному рядом женскому монастырю. Однако название это не прижилось. Дело в том, что в разное время Казанскими звались и нынешняя Первомайская, и улица Трефолева.

Неудивительно, что ярославцы запутались, решив подыскать для бойкой улицы более оригинальное имя. Случай представился в 1897 году, когда в связи со столетием со дня смерти императрицы Екатерины Великой часть Ростовской улицы (от монастыря до нынешней ул. Кирова) назвали Екатерининской. Постепенно так стали величать и всю улицу в целом.

В 1918 году чинная Екатерининская превратилась в демократичную Крестьянскую, а в 1984-ом — одновременно с переименованием Рыбинска — получила имя Юрия Андропова.

Между тем улица Андропова с полным правом могла бы носить имя Николая Некрасова, ведь именно на ней прошла юность поэта! Здесь, у церкви Спаса на-Городу, располагалась Ярославская мужская гимназия, порог которой Некрасов переступил 11-летним подростком. За школьной партой рождались первые литературные опыты будущего классика — эпиграммы на однокашников и учителей. А вот педагогические методы, применявшиеся в гимназии, поэта не вдохновляли. Годы спустя он с иронией вспоминал о школьных буднях, «когда придешь, бывало, в класс и знаешь — сечь начнут сейчас». Может, именно поэтому часы занятий Николай, по собственному признанию, предпочитал проводить «в попутном Цареградском трактире в игре на бильярде».

Слайд 15

Со звонницы Спасо-Преображенского монастыря (с высоты 32 метра) хорошо виден план города, выбранный самой императрицей Екатериной Второй. Именно она хотела, чтобы планировка приволжских городов напоминала распахнутый веер.
От Спасо - Преображенского монастыря мы пройдем по набережной реки Которосли к началу улицы Андропова (бывшей Екатерининской), очаровательной и уютной. Вы узнаете происхождение ее названия, тайны ее строительства.
Екатерининская улица была главной административной улицей в губернском городе Ярославле. Здания и сооружения:
- церковь Спаса - на – городу (Почтовая, 3) 1672 г. - типичный образец ярославской храмовой архитектуры второй половины 17 века. Строилась на средства прихожан. Пристройка нижнего придела к церкви осуществлена в 1831 г. Название свое она получила по торговой площади, которая находилась здесь, "на городу", вплоть до второй половины 18 в.
Где-то в этом месте располагалось языческое селище "Медвежий угол", на месте которого был основан город.

№ 2/ 12 Справа 2-х этажный жилой дом. В начале 20 века он принадлежал притчу Спасского храма.
Далее 3-х этажное краснокирпичное здание конца 19 в. В 1874 г. в нем открылась первая в Ярославле телефонная станция на сто номеров. Сейчас дом реконструирован, увеличен в размерах.

Слайд 16

№ 1 — Дом бывшего Благородного Пансиона, сооружен в 1843 году. Проект его лично одобрил император Николай I. Оно создано в стиле позднего классицизма, а автором сооружения является ярославский зодчий Ассон Полетаев. В пансионе во время обучения в гимназии жили дети дворян – привилегированного, "благородного" сословия. В 1864 г. в здании гимназического пансиона было учреждено «Общество для исследования Ярославской губернии в естественно – историческом отношении». При нем был создан краеведческий музей, который впоследствии был преобразован в историко-архитектурный музей - заповедник. Таким образом, самый крупный ярославский музей 150 лет назад начал свою работу именно в здании на бывшей Екатерининской улице.
Помещение гимназического пансиона позже передали городской почте. А музей краеведческий (естественно – исторический) в начале 20 столетия временно разместился в усадьбе Матвеевских в Демидовском сквере.
За свою полуторавековую историю зданию пансиона не раз приходилось менять свой облик. Так, в 80 годах XIX века, архитектор Поздеев объединяет благородный пансион и гимназию в один комплекс, создав величественное здание, впечатляющее своим масштабом и удивительным оформлением. Во времена Советов здание вновь было перестроено, ликвидации подверглась ослепительная корона на углу сооружения, также была уничтожена часовня Спаса Нерукотворного, пристроенная к парадному фасаду. Сейчас на ее месте осталась лишь арка. Но даже после всех изменений здание не перестаёт выглядеть эффектно, пользуясь большой популярностью у туристов.
№ 3/ 11 — Бывшее здание губернской гимназии - первая мужская гимназия Ярославля (открыта в 1805 г), где учился Николай Алексеевич Некрасов. Построили здание в 1787-1793 г. по проекту И.М.Левенгагена. Сначала оно было 2-х этажным и предназначалось для ярославского губернатора, позднее в нем располагалась откупочная контора до 1884 г. В 1886 г. его надстраивают по проекту архитектора Н.И. Поздееева третьим этажом и передают военному ведомству. С тех пор там располагались Спасские казармы, названные по имени близлежащей церкви, с 1892 года в них квартировал гренадерский Фанагорийский полк. Сейчас здесь находится военный госпиталь.

Слайд 17

№ 5/ 24 — Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля, бывшая гостиница «Царьград» с чугунным кружевным балконом, лестницами, причудливой крышей, конец 19 столетия.

Слайд 18

№ 6 — здание Мэрии Ярославля пристроено в числе первых по новому регулярному плану города 1778 г. к бывшему дому вице-губернатора ( возведен в 80-е годы XVIII века) , одному из образцов раннего классицизма. Одно из первых каменных казенных зданий. До революции здесь заседала Губернская земская управа, а раньше на этом месте располагалась церковь святителя Леонтия, при которой в 1714 году было открыто первое светское учебное заведение Ярославля – «цифирная» школа.
В эпоху Екатерины II центр города был застроен административными зданиями и Леонтьевская церковь осталась без прихода. По решению городских властей древний храм был аккуратно разобран и перенесен на только что учрежденное кладбище близ Угличской дороги (ныне Леонтьевское кладбище).
На месте храма в 1787 году был возведен двухэтажный дворец вицегубернатора. Кстати, контрастный красно-белый декор здание получило уже в те годы. Как и многие детища екатерининской эпохи, дворец не отличался особым комфортом и в качестве жилого особняка прослужил совсем недолго.
За свою долгую жизнь это здание успело побывать и полковой «швальней» (портняжной мастерской), и богоугодным заведением с лечебницей во флигеле и баней во дворе. С 70¬х годов и до революции здесь располагалась земская управа. В 1900 году вице¬губернаторский дворец XVIII века был объединен c флигелем, преобразившись во внушительное здание.
№ 7 — Отдел по ЧС, ГО и обеспечению противопожарной безопасности мэрии города Ярославля- жилой дом, принадлежавший земской управе.

Слайд 19

№ 8 — на пересечении улиц Рождественской и Екатерининской нам от-крывается красивая безымянная площадь с фонтанами и часовней Алек-сандра Невского, которая принадлежит сейчас Толгскому монастырю. Построена в 1892 году на средства ярославского купечества в честь чудес-ного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе. Царь Александр Третий смог на своих могучих плечах удержать вагонную балку до прихода помощи. Александр Невский был его небесным покровителем и уроженцем города Переславль - Залесский.
За часовней в конце 19 века располагались корпуса Мытного рынка . Название это происходило от слова «мыто» – так называли пятипроцентную пошлину на любой товар, кроме хлеба. Мытные дворы не только собирали этот налог, но и предоставляли специальное место для торговли, выгодно отли-чаясь от прочих рынков организованностью – не случайно второй городской рынок в Ярославле был прозван Толкучим.
А в конце 18 в, когда еще не было часовни, сюда выходил Дворец наместника. Он разделял эту улицу с Ильинской площадью.
Часовню после 1918 года закрыли для верующих, отдали под магазин "Пчеловодство". Со временем она стала разрушаться, и в конце 70-х годов ее даже намеревались снести, но, к счастью реставраторы и архитекторы убедили городские власти начать восстановление часовни в 1980 году. Часовню отреставрировали и восстановили уничтоженное несколько десятилетий назад каменное крыльцо, дополнительные главы, изразцы..
Часовня построена в так называемом псевдорусском стиле по проекту губернского архитектора Николая Ивановича Поздеева. Она напоминает невысокую шатровую колокольню – башенку старинного городка- крепости. "Родная сестра" этой часовни стояла также в центре нынешней Комсомольской площади, что в районе Красного Перекопа.
По обе стороны от часовни стояли торговые ряды, которые были разрушены в 1982 г. в связи со строительством здания обкома партии.

Слайд 20

№ 9 / 9 на углу с бывшей Рождественской (ныне Нахимсона) — Департамент финансов, бывшее торговое помещение Вахрамеева, построенное в конце XIX века. А в конце 18 столетия на этом месте стоял Гостиный двор (его возвели по проекту Левенгагена). Гостиным двором на Руси называли торговые помещения, расположенные под одной крышей. Корпуса Гостиного двора продолжались по ул. Рождественской и частично сохранились (ныне это Нахимсона 16).

Слайд 21

№ 15 — Комитет по транспорту и связи

Слайд 22

№ 23/5 — в небольшом двухэтажном доме, построенном в середине 19 в. , располагалась гостиница , а затем недорогой, популярный в народе ресторан «Столбы». Там можно было пообедать, заплатив всего 50 копеек за 2 блюда. Хозяин его в начале 20 столетия неоднократно штрафовался полицией за грязь внутри помещений и около выгребных ям на улице.
Здание выделяется небольшим портиком с колоннами, объясняя свое наз-вание – "Столбы". Здесь любили гулять ярославцы в масленичную неделю. Девушки порой одевали лучшие наряды, да не по одному, да еще и летние платья на шубы, демонстрируя свое благосостояние. Стояли, "как столбы", а женихи выбирали себе достойную партию. «Столбиться» сюда собирались как ярославцы, так и зажиточные крестьяне из окрестных сел. В центре внимания оказывались уездные модницы, облаченные в допотопные бархатные мантильи, плюшевые ротонды и шляпки времен Марии Антуанетты В понедельник мясляной недели на Екатерининскую приходили гулять новобрачные. Такие прогулки были обязательны для пар, вступивших в брак в период с прошлой масленицы, так как только Столбы готовили в этот день традициионные блины.
В наши дни здание занимает служба гражданской обороны.

Слайд 23

№ 25 / 10 бывший ресторан "Бристоль" при гостинице с таким же названием, построенный в 1910 г. по проекту губернского архитектора Григория Васильевича Саренко. Заведение было фешенебельным, с дорогими номерами и набором весьма сомнительных услуг. Обедать сюда приходил даже сам Шаляпин. Владелице ресторана, купчихе А.Н.Друженковой, настолько понравилось здание, что она приказала ежедневно накрывать к обеду отдельный стол для зодчего.
В начале 20 в. В этом здании также находилась биржа, где заключались сделки о покупке и продаже ценных бумаг.
Сейчас большую часть помещения занимает банк, лишь в цокольном этаже располагается небольшое кафе.

Слайд 24

№ 8/ 10 — Корпус ЯрГУ имени П. Г. Демидова, в котором размещаются физический факультет и приемная комиссия, бывший Дом призрения ближнего- построенный в 80-х годах XVIII по проекту архитектора И. М. Левенгагена. Создан по инициативе первого ярославского наместника, сподвижника императрицы Екатерины 2, генерал- губернатора А.П.Мельгунова, для "призрения" сирот.
Название это происходило от употребляемого в старину глагола призреть, что означало: дать кому-то приют и пропитание. Это самый первый Сиротский дом в Ярославле. Здесь были учебные классы, пансион и домовая церковь. Средств на строительство "сиротского дома" в городской казне было немного. В отчаянии Алексей Петрович приказывает разобрать на кирпич Знаменскую башню, чтобы продолжить строительство, тогда богатые выкупили башню, спасли ее от разрушения. По призыву губернатора более полутора сотен ярославцев пожертвовали средства на благое дело. В памяти потомков остались и щедрый дар купца Кучумова, завещавшего сиротам пятую часть своего состояния, и трогательный вклад в 20 рублей, что пожертвовал некий отставной сержант Иванов.
В результате Дом призрения, возведенный по проекту Ивана Левенгагена, выглядел настоящим дворцом. Существовала при Доме призрения и небольшая церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В XX столетии для нее была выстроена даже миниатюрная колокольня, которую и сейчас можно увидеть со стороны двора.
В 1786 году здесь была открыта двухклассная школа и Главное народное училище. Помимо воспитанников-сирот, сюда поступали даже ученики из зажиточных семей, обучавшиеся на платной основе.
Во время войны с Наполеоном, в июле 1812 г в этом здании открылось Дворянское собрание, созванное для обсуждения вопроса об участии ярославцев в Отечественной войне. Собрание пришло к решению организовать ополчение, начальником которого был избран генерал- майор Я.И.Дедюлин. Несколько позже часть помещений отдают под госпиталь для раненых солдат.
В 1876 году здесь открылась и одна из ярославских гимназий – Екатерининская. С 1882 года она имела восьмой класс. Приём во все классы гимназии, кроме приготовительного, осуществлялся после экзаменов. В приготовительный класс принимались девочки не младше 8 лет, а в первый – от 9 до 12 лет. За обязательные предметы платили по 15 рублей в год с ученицы. Начиная со второго класса, плата за обязательные предметы составляла 25 рублей в год. Обучение же в седьмом классе стоило уже 88 рублей в год. Учебный процесс в Екатерининской гимназии мало чем отличался от гимназии Мариинской.
В великолепном зале для собраний и балов проходили самые значительные в городе культурные акции 23 сентября 1890 г в ее актовом зале состоялся концерт композитора М.А. Балакирева "в пользу попечительства о недостаточных студентах Демидовского лицея". Все собранные от концерта средства предназначались бедным студентам. Впоследствии в помещениях Сиротского дома располагалась средняя школа имени Николая Пирогова – известного врача.

Слайд 25

№ 27/ 19 — Жилой дом, построенный в 1903—1904 годах. На пересечении Екатерининской и бывшей улицы Всесвятской, названной по имени несохранившейся церкви Всех Святых. На первом этаже более 100 лет располагается Казанская аптека , когда – то она была самой первой в Ярославле "вольной», т.е. частной аптекой, открытой еще в 1740 г.
Но дом этот современный, его возвели в начале 1990-х годов. Направленными взрывами разрушили, исключением стала лишь угловая часть, и возвели вновь, сохранив его внешний облик, но полностью изменив внутреннюю планировку. Это единственный в Ярославле случай. Разрушенный таким образом дом был полностью воссоздан в историческом виде.
Сквер с памятником поэту Леониду Николаевичу Трефолеву выводит нас на улицу, носящую имя земляка. У Трефолева на бывшей Екатерининской д. № 7, кв. № 4 в жилом доме, принадлежавшем земской управе была служебная квартира.
Казанский женский монастырь (Первомайская 19а) основан в начале 17 века. и посвящен Ярославской – Казанской иконе Богоматери. Полностью комплекс монастырских построек, возводившихся в первой половине 19 в., до нашего времени не дошел. В зимней церкви Покрова Богородицы (1828 г.) размещался планетарий.
Ныне действующий Казанский собор, строившийся в 1835-1845 г, представляет стиль и дух позднего классицизма. В 1998 г. Казанская женская обитель была открыта вновь.

Слайд 26

Конечно, далеко не все секреты старинной Екатерининской улицы сразу открываются сегодня беглому взгляду. Тем интереснее возвращаться сюда вновь и вновь. Здесь, у видавших виды «Столбов», каждый дом способен рассказать десятки историй, и, пожалуй, лишь прогулявшись по этой улочке, можно ощутить себя истинным ярославцем.

Слайд 27