Наверх
МОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯРОСЛАВЛЬ

Кировский район



Первомайский бульвар

Некрасовский бульвар - в настоящее время полузабытый топоним. Является частью Первомайского бульвара (от Волжской набережной до Красной площади).

Первомайский бульвар — находится в историческом центре Ярославля, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (2005). Идет от драматического театра имени Ф. Г. Волкова до Волжской набережной. Название бульвару было присвоено в апреле 1918 года в память о событиях 1 мая 1905 года, когда на Казанском бульваре состоялась демонстрация революционно настроенной молодежи. Казанский бульвар возник в 1820-е гг. на месте срытых валов Земляного города. Название связано с тем, что здесь расположен Казанский женский монастырь.

Первомайский бульвар заслуженно считается любимым местом отдыха ярославцев всех возрастов.

План губернского города Ярославля. Конец XVIII в.

План губернского города Ярославля.
Конец XVIII в.

О писателе

Н. А. Некрасов, середина 1860-х гг

С-Петербург, середина 1860-х гг. Фото С. Л. Левицкого.

Некрасов Николай Алексеевич (1821–1877) — классик русской литературы — поэт, прозаик, драматург, критик; крупнейший журнальный редактор и издатель; общественный деятель; глубокий знаток народной жизни. Современники отмечали его выдающийся, проницательный, живой, природно-русский ум, тонкий литературный вкус, любовь к делу, к успехам свободной русской мысли, к изящной словесности, восхищались редким умением ценить даровитых людей и верить им; его считали идеальным редактором-издателем, собирателем и организатором лучших литературных сил России, открывшим новые литературные таланты.



Н. А. Некрасов, начало 1860-х гг.

С-Петербург, начало 1860-х гг.
Фото А. И. Деньера.
Н. А. Некрасов, 1858 г.

С-Петербург, 1858 г.
Фото Г. Н. Оже и Богдана.
Н. А. Некрасов, 1861 г.

С-Петербург, 1861 г.
Фото М. Б. Тулинова.


В Ярославле и его окрестностях сохранилось множество мест, связанных с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова.



Из истории Первомайского бульвара

В первой половине XIX столетия в Ярославле проводятся большие работы по благоустройству и озеленению. Сравниваются древние валы и рвы, на месте которых разбивается бульвар (ныне Первомайский), укрепляются откосы Волжской набережной, устанавливается чугунная решетка, сооружаются беседки, мосты через овраги-спуски. На набережной высаживаются липы. Город открывается к Волге.



Открытка издана Н. Д. Микериным в 1904–1909 гг.

Открытка издана Н. Д. Микериным в 1904–1909 гг.



Волжская набережная. Павильон для продажи мороженого, Семеновский спуск и Маврикиев дуб. 1890–1900-е гг. Фото В. А. Лопатина.



Набережная Волги и беседка. Открытка с негатива П. И. Иваницкого, издана магазином «Полиграф» в 1904–1909 гг.



По преданию, огромное пустое пространство, раскинувшееся от театра до берега Волги, на месте срытого вала и засыпанного рва (в 1820 г.), могло оказаться застроенным доходными домами. Но вспомнили, что парижане после уничтожения своих крепостных стен разбили на их месте зеленые аллеи (такие посадки они назвали бульварами). И Ярославль решил последовать этому примеру (молва приписывает это решение ярославскому губернатору А. М. Безобразову). Деревья (липы), уже подросшие, были взяты из сада близ Сретенской церкви (Депутатский переулок), где был устроен «Сад под липами» как место отдыха горожан еще в конце XVIII века.
Таким образом, постепенно на месте срытого вала и засыпанного рва появились три аллеи, начинавшиеся от театра. Они прерывались Семеновской площадью (совр. Красная). Свое название площадь получила от церкви Симеона Столпника (на месте современного «дома с аркой» и памятника В. И. Ленину), образована в результате сноса каменной проездной Семеновской башни.





Семеновская площадь. Почтовая открытка. Начало XX в.



Вид на Семеновскую площадь с каланчи пожарного депо.
Почтовая открытка.
Начало XX в.



Семеновская площадь.
Начало XX в.



Казанский бульвар. Начало XX в.

Казанский бульвар.
Начало XX в.



Новый бульвар называли Стрелецким (по наименованию бывшей слободы и одноименной улицы, находившейся сразу же за рвом) или Казанским (в честь Казанского женского монастыря, находившегося рядом, со стороны посада). В середине XIX века бульвар имел сложившиеся липовые аллеи, зеленые лужайки, кусты шиповника и сирени, создававшие впечатление настоящего сада. По свидетельству ярославского краеведа Иллариона Александровича Тихомирова (1861–1933), «липовые бульвары — одно из украшений города и лучшее место для отдыха и прогулок жителей. Особенно хорошо на них в июле, во время цветения столетних, развесистых лип, когда воздух напоен сладким и нежным, тонким ароматом».
Несмотря на более чем серьезное монастырское соседство, бульвар вскоре превратился в одно из  наиболее привлекательных мест отдыха ярославцев.



Казанский бульвар и аптека Моргана на Стрелецкой улице.
Начало XX в. (до 1917 г.) Фото И. А. Лазарева.





Сад на Казанском бульваре.
Открытка издана Н. Д. Микериным в 1904–1909 гг.





Сад при Казанском бульваре. Почтовая открытка. Начало XX в.





Открытка издана А. Н. Никаноровой в 1904–1909 гг.





Эстрада и гуляющая публика на Казанском бульваре в Ярославле.
1890–1900-е гг.
Фото А. Н. Никаноровой.



Увековечение памяти поэта

В декабре 1902 года в Ярославле и других городах страны прошли торжества, приуроченные к 25-летию со дня смерти Николая Алексеевича Некрасова — поэта, «имя которого известно каждому грамотному русскому со школьной скамьи и особенно дорого для нас, ярославцев» (Вестник Ярославского земства. — 1903. — Т. 1 (1–2). — С. 18–20). В помещении Ярославской губернской ученой архивной комиссии была открыта Некрасовская юбилейная выставка. В ее создании приняли участие жители города и губернии, коллекционеры С-Петербурга, родные поэта.



Юбилейная Некрасовская выставка

Юбилейная Некрасовская выставка


Каталог Некрасовской юбилейной выставки свидетельствует о том, что выставка стала уникальным явлением в культурной жизни Ярославля. Газета «Северный край» писала в те дни: «Фундамент будущего Некрасовского музея заложен прочно, и музей может стать ценным памятником нашего родного поэта, собирая и сохраняя исторический материал как для жизнеописания Н. А. Некрасова, так и для освещения эпохи, которой он был ярким выразителем». Подводя итог состоявшимся торжествам, «Вестник Ярославского земства» с удовлетворением заключил: «Некрасовские дни в Ярославле внесли живую струю подъема духа в обществе и, конечно, не пройдут бесследными».
Накануне Некрасовских дней Ярославская дума постановила часть Казанского бульвара, выходящую на Волжскую набережную, переименовать в Некрасовский и установить бронзовый бюст поэта. Постановление Думы вошло в силу в январе 1903 года. В феврале пришло уведомление губернатору от Товарища Министра внутренних дел, что препятствий для переименования бульвара нет. Новое название было нанесено на план г. Ярославля и появилось на почтовых открытках.





Волжский бульвар им. Н.Некрасова.







Волжский бульвар им. Н.Некрасова.



А вот история с установкой памятника растянулась на долгие годы. О событиях начала века поведал их очевидец И. А. Тихомиров:
«На некрасовском бульваре дума решила поставить бронзовый бюст покойного поэта. В расходах по этому делу изъявил желание принять участие и брат Некрасова Федор Алексеевич. Бюст был заказан, недурно исполнен и доставлен в Ярославль, но когда Федор Алексеевич увидал его, то отказался от обещанного участия, так как нашел, что бюст сделан не согласно первоначальному предположению и не исполняет своего назначения. И был прав. Городская управа по своему обыкновению ни с кем не посоветовавшись, а сама, очевидно, до многого еще не додумавшись, сделала бюст по его размерам неподходящий не только для бульвара, но и для большого зала. Пьедестал для бюста был тоже очень скромен. Словом, «памятник» певцу мести и печали, имя которого с величайшим почтением произносится в отдаленнейших уголках нашего отечества, удался вроде тех, что воздвигают на городских кладбищах местные купцы «по своим родителям», на зависть прочим и для собственного услаждения во время панихид, в поминальные дни. Вот уж истинно:

Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано.

Так и стоит некрасовский бюст в заднем уголке думского зала к большому соблазну набожных гласных, чуждый им, чуждым, в свою очередь и Некрасову, и всяким «местям и печалям».
Рассказ Иллариона Александровича дополняют архивные документы.
Городским архитектором А. А. Никифоровым была составлена смета расходов по установке памятника на 8000 рублей. Брат поэта Федор Алексеевич Некрасов предложил половину суммы взять на себя и внес предварительно 1000 рублей. Окончательное решение вопроса затянулось, в итоге смета была сокращена до 3300 рублей. Узнав об этом, Ф. А. Некрасов выразил резкий протест и в письме ярославскому городскому голове 9 августа 1906 года подчеркнул: «Я изъявил свое согласие половину означенной суммы принять на свой счет, от чего не отказываюсь, даже если бы сумма значительно превысила 8000 рублей, но принять участие в расходах по памятнику, стоимость которого будет 3300 рублей, я отказываюсь, нахожу, что подобные памятники могут иметь место на могилах, но никак не на публичных местах».
Изготовление бюста было заказано известному скульптору Матвею Афанасьевичу Чижову, автору памятника на могиле Н. А. Некрасова на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге, установленного в 1881 году.



В 1906 году по модели академика скульптуры М. А. Чижова бюст поэта был изготовлен на художественной бронзолитейной фабрике А. Моран в Петербурге и доставлен в Ярославль. Бюст был неплохо исполнен и одобрен скульптором и ярославцами. Однако его размеры: высота бюста — 1 аршин 6 вершков (около одного метра), диаметр ножки — 6,5 вершка, — подтвердили мнение брата поэта. Действительно, бюст был неподходящим не только для бульвара, но даже и для большого зала. Пьедестал для бюста предполагался также очень малых размеров.
Таким образом, мечтам ярославцев о сооружении памятника своему поэту-земляку в начале XX века не суждено было сбыться. Забыто было и название Некрасовского бульвара, на котором предполагалось поставить памятник…

Шли годы
коротки ли, долги…
Но вот свершилось:
день настал —
На берегу
любимой Волги
Поэт взошел
на пьедестал…
(В. В. Рымашевский «Добро пожаловать!»)



— Здравствуй, красавица
Волга!
С детства тебя я любил.

Из поэмы «Дедушка»



3 декабря 1958 года на Волжской набережной, в том месте, которое выбрали ярославцы еще в начале века, состоялось торжественное открытие памятника Н. А. Некрасову. Информацию об этом знаменательном событии разместили не только ярославские, но и центральные газеты.



…Звучит марш. С монумента плавно спадает белое покрывало. На высоком пьедестале из серого гранита высится бронзовая фигура Н. А. Некрасова высотой почти четыре метра. Авторы памятника скульптор Г. И. Мотовилов и архитектор Л. М. Поляков изобразили поэта в момент творческого раздумья. Поэт стоит, сложив руки на груди: в левой свиток рукописей, пальцы правой — как бы в движении, взор обращен на просторы Волги.
Перед фигурой — широкая гранитная площадка, а слева — длинный барельеф из белого подмосковного камня; сюжетом для него взяты сцены из жизни героев некрасовских произведений.
На постаменте надпись:
Николай Алексеевич Некрасов
1821–1877
Чуть ниже начертаны слова поэта, в которых выражена вся его жизнь, все его творчество:
«Я лиру посвятил народу своему»…

Работа мастеров монументального искусства над памятником Н. А. Некрасову в Ярославле была плодотворной. Не случайно и в XXI веке памятник считается одной из главных достопримечательностей города.
Сам памятник — колоннообразный и по форме постамента, и по стоящей фигуре поэта со скрещенными на груди руками. К нему примыкает горизонтальная удлиненная стела, плотно заполненная персонажами из поэм Некрасова. Этот прием, используемый нередко в русской монументальной скульптуре обычно на постаменте, здесь вынесен на свободную и специально отведенную ему плоскость стены, что и привлекает к особому ее рассмотрению и восприятию.
Чтобы уравновесить эту значительно вытянутую стену, архитектор строит с другой стороны памятника несколько кубических и уже ничем не заполненных форм, подчеркивающих ассиметричность композиции и в то же время являющихся объемами, противопоставленными стене. Такое решение памятника представлялось в то время новаторским.
Барельеф напоминает книгу-раскладушку с изображением легко узнаваемых некрасовских героев.





Здесь и крестьянские дети, и «с спокойною важностью лиц, с красивою силой в движеньях» женщины русских селений, и Савелий, богатырь святорусский, и борец за всех униженных и оскорбленных Гриша Добросклонов, и крестьяне, искавшие «кому живется весело, вольготно на Руси»…
Место для памятника выбрано очень удачно (это признают не только ярославцы, но и гости города): отсюда открывается дивный вид на Волгу, которую так любил Некрасов. Александр Трифонович Твардовский назвал Волгу рекой Некрасова: «Волга текла и до Некрасова, но в духовном нашем мире, в нашем представлении существовала другая Волга до того, как великий русский поэт представил нам ее».



Вид на Заволжскую сторону Ярославля и перевоз через Волгу. 1900-е гг.

О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Все то же, то же… только нет
Убитых сил, прожитых лет…

«На Волге»



Ежегодно в первую субботу июля любители поэзии, поклонники творчества Николая Алексеевича Некрасова собираются в Карабихе на Некрасовский праздник поэзии. Начинается праздник в Ярославле — возложением цветов к памятнику поэту.



Я примирился с судьбой неизбежною,
Нет ни охоты, ни силы терпеть
Невыносимую муку кромешную!
Жадно желаю скорей умереть.

Вам же — не праздно, друзья благородные,
Жить и в такую могилу сойти,
Чтобы широкие лапти народные
К ней проторили пути…

«Друзьям»

Праздник поэзии. Карабиха, 1971 г.


Рядом с Некрасовским бульваром

Слева от пожарной части на Красной площади от улицы Ушинского начинается улица Некрасова. Название присвоено в сентябре 1924 года в честь Николая Алексеевича Некрасова.
На углу улиц Ушинского и Некрасова стоит двухэтажный с мезонином особняк, главный фасад которого украшает четырехколонный портик, — бывший ресторан «Пассаж» (конец XVIII — начало XX вв.). Это — единственный документально установленный ярославским краеведом Ю. Н. Трыковым адрес жительства поэта в нашем городе.
В начале 1840-х гг. дом принадлежал купцам Чепахиным, которые часть помещений сдавали в наем (трактира в нем еще не было). В 1870-е гг. домом владел купец Волков. В календаре 1877 года это здание упоминается как гостиница «Пассаж» с номерами.



Дом Чепахина на Стрелецкой улице (ныне ул. Ушинского). Открытка с негатива А. Н. Павловича, издана в 1904–1909 гг.


В 1841 году три года голодавший, перебивавшийся в столице уроками и литературной поденщиной 19-летний Некрасов приезжает в родной город. Прибыв на свадьбу сестры Лизы, он останавливается в квартире ее мужа С. Г. Звягина на первом этаже дома Чепахина. Сразу по приезде он участвует в отпевании в приходской Воскресенской церкви умершей матери.

Я отроком покинул отчий дом.
(За славой я в столицу торопился.)
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.
Лет двадцати, с усталой головой,
Ни жив, ни мертв (я голодал подолгу),
Но горделив — приехал я домой.
Я посетил деревню, нивы, Волгу…

У той плиты, где ты лежишь, родная,
Припомнил я, волнуясь и мечтая,
Что мог еще увидеться с тобой,
И опоздал! И жизни трудовой
Я предан был, и страсти, и невзгодам,
Захлеснут был я невскою волной…
Я рад, что ты не под семейным сводом
Погребена — там душно, солнца нет;
Не будет там лежать и твой поэт…

Из поэмы «Мать»

Отсюда Некрасов ездит в Грешнево к отцу на осенние охоты. Здесь «заготавливает» литературные материалы — пишет повести, статьи, водевили, вновь пробует себя в поэзии. Встречается с местными литературными знакомцами, посещает книжную лавку Оловянишникова в Торговых рядах. Знакомится с новым руководителем ярославской театральной труппы М. Алексеевым, выстроившим на личные средства новое здание театра, предлагает ему для постановки свои драматические произведения, посещает спектакли его артистов.

Список используемой литературы.

1. Вестник Ярославского земства. — 1903. — Т. 1 (1–2). — С. 18–20.
2. ГАУК ЯО «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» / Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации: [официальный сайт]. — URL: http://www.goskatalog.ru/data/museums/central_fo/gauk_yao_muzey_zapovednik_nanekrasova__karabiha/index.php
3. Данилова, М. Д. Карабиха: Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха», Ярославская область / М. Д. Данилова // Знаменитые музеи-усадьбы России / [сост. И. С. Ненарокомова]. — Москва: АСТ-Пресс, 2010. — С. 196–219.
4. Дутов, Н. В. Ярославль: история и топонимика старых улиц и площадей города: учебное пособие / Н. В. Дутов. — Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007. — 124 с.
5. Егорова, Т. Ходят пары по бульвару [Электронный ресурс] // Северный край. — 2005. — 30 апреля. — URL: http://yarreg.ru/articles/sk_news_3_54635_
6. Жельвис, В. И. Прогулки по Ярославлю: путеводитель / В. И. Жельвис. — Ярославль: Верхняя Волга, 2001. — 187 с. : ил.
7. Имя целой эпохи [Электронный ресурс] // Московская правда. — 2008. — 16 октября. — URL: http://www.pressmon.com/ru/a/ru/1891607/IMYa-CELOY-EPOHI
8. Козлов, П. И. Ярославль: путеводитель-справочник / П. И. Козлов, В. Ф. Маров. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1988. — 240 с. : фот. цв.
9. Мельгунов, Б. В. «Всему начало здесь…» : (Некрасов и Ярославль) / Б. В. Мельгунов. — Ярославль: Верхняя Волга, 1997. — 237 с. : ил.
10. Митрофанов, А. Г. Ярославль. Городские прогулки / Алексей Митрофанов. — Москва: Ключ-С, 2008. — 224 с. : ил.
11. Мотовилова, Н. Г. 120 лет со дня рождения Георгия Ивановича Мотовилова [Электронный ресурс] / Н. Г. Мотовилова. — URL: http://motovilova.jimdo.com/
12. Н. А. Некрасов: учебное пособие [Электронный ресурс] / Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова [и др.]. — Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2004. — эл. опт. диск (CD-ROM).
13. Некрасов, Н. А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 т. / Н. А. Некрасов. — Ленинград; Санкт-Петербург: «Наука», 1981–2000.
14. Некрасов, Н. А. «Да, только здесь могу я быть поэтом!..«: избранное / Н. А. Некрасов; сост. Н. Н. Пайков. — Ярославль: Верхняя Волга, 1996. — 584 с.
15. Памятник поэту и гражданину Н. А. Некрасову в Ярославле: материалы для краеведческого часа для учащихся 7–9 классов / сост. В. В. Булатова; МУК «Централизованная система детских библиотек г. Ярославля», библиотека-филиал № 12. — Ярославль: МУК ЦСДБ г. Ярославля, 2008. — 11 с.
16. Памятники истории и культуры [Электронный ресурс] / Департамент культуры; Охрана памятников истории и культуры: [официальный сайт]. — URL: http://www.yarregion.ru/depts/dcul/tmpPages/reestrr.aspx
17. Тихомиров, И. А. Ярославское Поволжье: (краткий путеводитель) : Углич. Мышкин. Молога. Рыбинск. Романов. Борисоглебск. Толгский монастырь. Ярославль / И. А. Тихомиров. — Ярославль: Тип. В. В. Шпеер, 1909. — С. 43–98.
18. Трыков Ю. Один из экспонатов музея… / Ю. Н. Трыков // Северный рабочий. — 1970. — 20 декабря. — С. 3.
19. Хачатурян, А. Легенды и были Первомайского [Электронный ресурс] / Алла Хачатурян // Золотое кольцо. — 2007. — 10 сентября. — URL: http://yarcenter.ru/articles/history/legendy-i-byli-pervomayskogo-6077/
20. Ярославль — город с тысячелетней историей [Электронный ресурс]. — URL: http://yargid.ru/
21. Ярославль: историко-топонимический справочник / под ред. А. Ю. Данилова и Н. С. Землянской; Ярославская городская межведомственная комиссия по наименованию улиц; Международный университет бизнеса и новых технологий (институт) ; Государственный архив Ярославской области. — Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2006. — 208 с.
22. Ярославль / ред. М. Г. Мейерович; авт. текста Е. Арапов; худ. А. Закиров; фот. : И. Стин, А. Фирсов. — Москва: Советская Россия, 1976. — 271 с. : фот.



Справку подготовила М. Д. Данилова,
Визит-центр «Ярослав Мудрый»