Наверх
МОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯРОСЛАВЛЬ

Кировский район



Улица Салтыкова-Щедрина

История одной улицы


Слайд 1

Прогнозировать будущее невозможно без знания прошлого. Узнав историю города Ярославля, мы сможем объяснить многие события, факты, перемены. Наш многовековой город заслуживает пристального внимания к своей истории, поэтому бесчисленное множество туристов приезжают посмотреть на памятники культуры и посетить наши музеи. Многим будет интересно узнать историю происхождения улиц и районов, это будет достаточно захватывающе, если изучать ее «на месте». Увлекательные рассказы гидов и величественные красоты, увиденные лично, не будут забыты. Сегодня хочется уделить внимание одной из улиц Ярославля — улице Салтыкова-Щедрина. Она расположена в центральной части города, в Кировском районе. Пролегает между Республиканской и Полиграфической улицами.

Слайд 2

До регулярной планировки носила название Никитской улицы по расположенной на ней церкви великомученика Никиты. Никитский приход в одноимённой слободе на западной окраине средневекового Ярославля возник не позднее XV века. В приходе было два не особо вместительных храма с приделами, посвящёнными Никите Мученику (единственный случай такого двойного посвящения в городе).

Холодная церковь

Невзрачная одноглавая кирпичная церковь строилась трудами подьячего Афанасия Холмова. Освящена в 1647 году во имя Михаила Архангела (главный престол), однако называться продолжала по имени придела в честь Никиты Мученика. Прихожане церкви не отличались состоятельностью, вследствие чего ещё при Екатерине II храм стоял нерасписанным. Однако сама скромность прихода составляла его изюминку. Например, иконостас храма был написан прямо на гладкой алтарной стене, что выделяло его среди всех церквей Ярославля и окрестностей.

Холодная церковь

Через полвека возле храма была возведена стройная ярусная колокольня — одна из самых примечательных среди множества колоколен Ярославля. Будучи почти вдвое выше самого храма, она придавала приходу живописный вид. Колокольня принадлежит к характерному для последних лет XVII века типу ярусной звонницы.

Колокольня

В советское время летний храм был закрыт и снесён. Перед сносом (1929) колокольня, напротив, попала под «строжайшую охрану» как точка отсчёта координат для геодезической съёмки в Ярославле.

Тёплая Сретенская церковь

Тёплая Сретенская церковь — трапезного типа — имела алтарный Успенский придел. Её освящение состоялось в 1670 году. Росписи принадлежали кисти Дмитрия Ивановича Сарафанникова (1806). В конце XIX века крохотная Сретенская церковь не могла вместить всех прихожан сильно разросшегося предместья, среди которых преобладали бедняки.

Тёплая Сретенская церковь

Планы прихожан «всем миром» перестроить летнюю церковь в зимнюю наталкивались на противодействие местных краеведов. По их настоянию более просторная церковь строилась поверх старой, в которой во всё время строительства не прекращалось отправление служб. Старые стены были разобраны в мае 1902 года. От храма XVII века в новой церкви остались алтарь и иконостас. В октябре 1905 года свежерасписанная церковь в псевдорусском стиле была освящена во имя Никиты Мученика; придел сохранил посвящение Сретению Господню.

Церковная жизнь в Сретенской церкви возродилась в 1997 году. Восстановлены купол и иконостас, проводятся богослужения.

Церковь Иаонна Богослова

Также в обиходе улица часто называлась Богословской улицей по располагавшейся здесь церкви Иаонна Богослова (снесена в 1934–35 годах).

Находилась на углу Духовской (Ныне Республиканская ул.) и Никитской (Ныне Салтыкова-Щедрина). Двухъярусный каменный храм был возведен на месте двух старых деревянных церквей — Иоанна Богослова и Иоанна Милостивого. В нижнем ярусе, построенном в 1679, находилась теплая церковь, посвященная иконе Богоматери " Живоносный источник» с приделом во имя Димитрия — митрополита Ростовского, устроенным в 1759, в верхнем — холодная церковь с главным престолом во имя Евангелиста Иоанна Богослова (1700) и приделом во имя Алексия, Человека Божия.

Часовня

В 1934 церковь была закрыта. Снесена предположительно в 1934–1935. В 2010 в сквере на месте церкви поставлена часовня в память Патриарха Алексия II.

Алексий II

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II не раз посещал богоспасаемую Ярославскую землю, интересовался всеми событиями, которые здесь происходили. В последние год своей жизни следил за ходом возведения Успенского кафедрального собора. Это часовня является памятью о Святейшем Патриархе Алексии, с именем которого связано возрождение Русской Православной Церкви.

Рыбинская улица

После регулярной планировки города улица стала называться Большой Рыбинской улицей (с Вариантом Рыбинской улицей) по городу Рыбинск Ярославской губернии. Одновременно до начала XX века для части улицы, расположенной ближе к центру, продолжало использоваться старое название Никитская.

ЯГПУ

В 1924 году улица переименована в Университетскую. Название было дано в память о существовавшем здесь в 1918–1924 годах Ярославском университете, преобразованном затем в педагогический институт.

ЯГПУ

Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского (ЯГПУ) — высшее учебное заведение Верхневолжского региона России в городе Ярославле. Основан в 1908 году. За время своего существования университет претерпел ряд изменений: сначала это был Ярославский учительский институт, затем Ярославский педагогический институт, а в 1946 году институту было присвоено имя Константина Дмитриевича Ушинского — основоположника научной педагогики в России, когда-то преподававшего в Ярославле. В 1993 году был получен статус университета.

Ионафановское епархиальное женское училище

В старинном здании, где сейчас размещается главный корпус Ярославского педагогического университета, некогда готовили преподавательниц для приходских школ — это было Ионафановское епархиальное женское училище. Величавый особняк, вырастивший в своих стенах поколения ярославских педагогов, появился на свет задолго до открытия училища — еще в 1818 году. Правда, привычный нам адрес в те годы звучал иначе. Названия улиц еще хранили обаятельную патриархальность, и перекресток Духовской и Никитской величали Богословской горкой — в честь стоявшей здесь церкви Иоанна Богослова.

Особняк Н. А. Горяинова

В начале XIX столетия Богословская горка была престижным районом, и по заказу богатого дворянина Н. А. Горяинова здесь был выстроен роскошный особняк. Имя архитектора, подарившего городу столь совершенный образец провинциального классицизма, по сей день остается предметом споров. Широко посаженные колонны и выступающие над фасадом аттики напоминают творения великого Карло Росси, в особенности здание Сената и Синода в Петербурге. И все же чертежи на постройку здания подписаны знакомой, ярославской рукой. По документам проект особняка принадлежит Петру Панькову — самоучке, ставшему губернским архитектором. Возможно, Петр Яковлевич консультировался с Росси и даже подражал ему, но не копировал — столичное здание Сената и Синода появилось на свет десятилетием позднее. Главный же аргумент в пользу нашего земляка, пожалуй, кроется не в фактах. Стоит лишь взглянуть на импозантный особняк, чтобы убедиться: каноны ордерной системы здесь дышат истинно ярославским обаянием. Колонны коринфского ордера чуть укорочены, сообщая величавым фасадам особую задушевность, а скругленный угол с рустованной аркадой и изящным балконом — главная изюминка здания — будто скроен для живописной Богословской горки.

горяиновский особняк

За долгий век горяиновский особняк не раз менял хозяев и обитателей. C 1850 года здесь располагался Дворянский клуб — своего рода «дом офицеров», где собирался цвет ярославской аристократии. В 1877 году по данному адресу значился уже Общественный клуб, членами которого состояли мелкие чиновники и приказчики, коротавшие вечера за карточной игрой.

педагогическая наука

Наконец, в 1880 году особняк, оцененный в 28 тысяч рублей, был продан женскому училищу, и вся его дальнейшая судьба связана уже с педагогической наукой.

архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан

Инициатором открытия епархиального училища стал архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан. Четверть века он возглавлял Ярославскую епархию и пользовался в городе огромным авторитетом. В жизни училища он принимал живейшее участие — не раз присутствовал на уроках и экзаменах, учредил стипендии для сирот, добившихся успехов в учебе. С первых дней училище стали звать Ионафановским, а с 1893 года это название было закреплено официально. Воспитанниц епархиального училища прозвали в Ярославле «ионафанками».

Ионафановское училище

В Ионафановское училище принимались девочки с 9 — 11 лет. В основном «ионафанками» становились дочери священников, дьяконов и причетников Ярославской епархии. Для детей из других сословий доступ в Ионафановское училище не был закрыт, но обучение обходилось в полтора¬два раза дороже.

Ионафановское училище

Программа Ионафановского училища соответствовала уровню женских гимназий, а срок обучения составлял 6 лет. Как и их ровесницы¬, гимназистки, «ионафанки» изучали Закон Божий, физику, арифметику, русский и церковнославянский, историю, географию и иностранные языки по выбору.

Ионафановское училище

Однако кроме обычных предметов девочкам преподавали домоводство. Их обучали церковному пению, кройке и шитью, а самых талантливых — акварельной живописи и игре на скрипке.

Ионафановское училище

Училище существовало не только на взносы родителей, но в первую очередь на средства епархии и пожертвования частных лиц. «Ионафанки» находились на полном содержании училища, проживая в том же здании. Там, где ныне находится читальный зал университетской библиотеки, до революции располагалась общая спальня воспитанниц. По окончании училища каждая выпускница получала в подарок белое платье, шляпу и обувь. Сироты получали также пальто, калоши и белье.

Выпускницы Ионафановского училища, как правило, пополняли штаты приходских школ.

величавый особняк

После революции Ионафановское училище закрыли, однако его стенам суждено было стать хранителем вековых традиций ярославского высшего образования. Ныне величавый особняк остается сердцем педагогического университета, являясь главным среди семи его корпусов. Под лепными сводами еще слышны голоса прошлого, и старинное здание, превратившееся в легенду, принимает будущих учителей так же тепло, как когда-то юных «ионафанок».

А. С. Бубнов

В 1933 году улица переименована в улицу Бубнова в честь А. С. Бубнова — государственного и партийного деятеля, наркома просвещения РСФСР в 1929–1937 годах. Однако данные об употреблении этого названия отсутствуют.

М. Е. Салтыков-Щедрин

В 1939 году улица была названа улицей Салтыкова-Щедрина в связи с 50-летием со дня смерти М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826 — 1889) — русского писателя-сатирика.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (псевдоним Николай Щедрин) родился 27 (15) января 1826 г. в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии (ныне Талдомский район, Московская область).

Родители Салтыкова-Щедрина

Отец писателя Евграф Васильевич Салтыков (1776–1851) — из старинного дворянского рода. Мать Ольга Михайловна Забелина (1801–1874) — из семьи богатого московского купца.

будущему писателю четыре года

В 1830 году, когда будущему писателю было всего четыре года, мать писателя купила Ярославское село Заозерье с 18-ю деревнями в придачу и переехала туда вместе с семьей на постоянное жительство.

Заозерье

Салтыковы приобрели с аукциона у надворной советницы Рославлевой. Позднее Ольга Михайловна купила ещё часть села у князей Волконского и Репнина. С этого времени оба имения прочно входят в жизнь и быт семьи Салтыковых. Детские годы М. Е. Салтыкова прошли в усадьбе отца, в обстановке помещичьего быта, описанного им впоследствии в «Пошехонской старине». Детские годы писателя связаны и с Заозерьем. Писать и читать будущего писателя научил священник села Заозерья Иван Васильевич Преображенский. Об этом писал Михаил Евграфович в своей биографии. И. В. Преображенский начал службу в Заозерье в 1811 году, прожил там 25 лет, близко знал семью Салтыковых.

Заозерье

Заозерье очень любила мать писателя Ольга Михайловна. Она называла его «моё милое Заозерье». Салтыков же, наоборот, вспоминал потом, что Заозерье, в отличие от Спас-Угла, производило на него в детстве «неприятное и даже гнетущее впечатление».

Заозерье

Будущий писатель поступил в Московский дворянский институт, через два года был переведен в Царскосельский лицей, а в летние каникулы каждый год приезжал в Заозерье.

Заозерье

Летом 1863 года Салтыков-Щедрин приезжал к Некрасову в Карабиху, где вместе с ним гостят А. Н. Островский, А. Н. Плещеев, И. Ф. Горбунов — целое созвездие известных русских литераторов. Следующий раз Салтыков-Щедрин приехал в Карабиху летом 1871 года.

Заозерье

В 1866 году Михаил Евграфович помог организовать в Заозерье земскую школу, в 1873 году для нее было выстроено отдельное здание. Здание церковно-приходской школы (1896 г.) является памятником регионального значения. В том же году писатель продает Заозерье крестьянам первого Заозерского общества, однако этим связь писателя с Ярославским краем не исчерпывается. Кроме Заозерья и Карабихи, он приезжал в Ярославль и Ростов, в Углич и Рыбинск, гостил в селах Игнатове и Крапивине Борисоглебского уезде, где проживала его сестра Л. Е. Зилова.

Книги Салтыкова-Щедрина

В списке произведений, которые были навеяны впечатлениями Салтыкова-Щедрина от ярославской жизни, личными и семейными воспоминаниями, называют его произведения «Господа Головлёвы», «Благонамеренные речи», «Убежище Монрепо», «В дороге», «Деревенский пожар», «В среде умеренности и аккуратности», «Сон в летнюю ночь», «Пошехонские рассказы» и «Пошехонскую старину». В «Пошехонской старине» часто упоминается второе имение — село Заболотье, а одна из глав так и называется — «Заболотье», в самом названии которого запечатлено имение Салтыковых — ярославское село Заозерье. Обстоятельства приобретения Заболотья, рассказанные в «Пошехонской старине», почти целиком совпадают с обстоятельствами покупки Ольгой Михайловной Салтыковой Заозерского имения. С ярославскими землями Салтыкова связывала не только земельная собственность. Реалии ярославской жизни нашли отражение в художественном творчестве писателя.

Источники
Авторы-составители