Наверх
МОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯРОСЛАВЛЬ

Кировский район



Поэтическая прогулка

«Возьмём стихи в дорогу, мама!»

(Мероприятие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)

В сценарии прогулки использованы стихотворения:

А.Орловой: «Потягушка», «Надеваю колготки», «Папамамагите!»,«Я маму качаю», «Песочница», «Жук», «Новая звезда», «Небо», «Гули-грязнули», «Палка пятипалая», «Грязные истории», «Перекрёсток». Стихи из книги «Дорожная азбука». «Волга» (из книги «Речка, речка, где твой дом»), «Про скамейки».
И.Полещук: стихи из книги «Похвала родному городу».
Ю.Симбирской: «Качели», «Самолёт».

Аудиоматериалы: фонограмма «Городской движение», фонограмма (минус) «Если с другом вышел в путь»,«Течёт река Волга»(музыка М.Фрадкина, слова Л.Ошанина).

Слайд 1

Ведущий:
Вы любите стихи? Эти необычные поэтические строки, стройные, достаточно складные, зарифмованные. Стоит их только заучить, а уж потом они сами на ум приходят, напоминают о себе. Вам это знакомо? У кого-то есть любимые стихи? Почитайте для нас хоть несколько строк. (выступление детей)

Слайд 2

А знаете, ли вы, где живут стихи? Вот одна поэтесса, спросила: «Скажите, где живут стихи? Откуда к нам они приходят?». Можете ли вы ей ответить? Трудно? (варианты ответов детей). Так вот что ей ответила своим стихотворением другая поэтесса.

Где?
Да вроде бы нигде:
Ни на суше, ни в воде,
Ни на небе голубом —
Просто так живут: кругом!
(Марина Тахистова)

Вы согласны?! Поэты — особый народ с художественным вкусом, зорким проницательным взглядом, безграничной фантазией, тонким чувством слова. Всю красоту окружающего мира они готовы поэтически описать, воспеть в своих произведениях.
Вот Вы любите прогулки? А гулять со стихами не пробовали? Говорят, это очень необычно? Давайте попробуем. Вы ребята-дошкольники, гулять ходите с взрослыми.

Слайд 3

И сегодня мы пригласим в нашу компанию двух мам и одну бабушку, точнее прабабушку. Их объединяет то, что они поэтессы, они — ярославны. У каждой есть изданные книги, да и не одна. А стихов столько, что читать — не перечитать, Некоторые из них мы сегодня вспомним.

Слайд 4

Ведущий:

Знакомьтесь, Полещук Инна Степановна.

Слайд 5

«Ярославская Барто»

Перечень книг, раннего периода:

«Детский сад», 1955 г.
«Хозяюшка», 1958 г.,
«Мастер-клёпка», 1959 г.,
«Как родилась книжка», 1960 г.

Слайд 6

«Во всё живом такая прыть, всё просится в стихотворенье»

Перечень книг позднего периода:

«Окно в природу» (2003 г.)
«Прогулки» (2004 г.)
«Поговорим за жизнь» (2008 г.)

Слайд 7

Знакомьтесь, Орлова Анастасия Александровна.

Современная ярославская поэтесса.

Пишет стихи и прозу для детей.

Первое опубликованное стихотворение в журнале «Трамвай».

Слайд 8

«Пишу стихи от радости»
(А. Орлова)

Слайд 9

Знакомьтесь, Симбирская Юлия Станиславовна.

Детский писатель.

Работает библиотекарем.

Призер VI конкурса «Новая детская книга» 2015 года в категории «Детские стихи и сказки» для дошкольного возраста.

Слайд 10


«Разбегаюсь и лечу…»

Слайд 11

«Собирайся на прогулку, детвора!
Будет весело нам с самого утра».

Ой, ой, ой, кто-то ещё спит?

Потягушка
Прежде, чем совсем проснуться,
Так приятно потянуться — (Дети повторяют действия)
Сильно-сильно, сладко-сладко!
До свидания, кроватка!
(А.Орлова)

Загадаю вам загадку, которую придумала Анастасия Орлова про одевание

Стихотворение — загадка
Я свою родную ногу
Отправляю в путь-дорогу.
А туннель длиннющий — жуть! —
Вправо-влево не свернуть.
Темноты я не боюсь,
Да и ты, нога, не трусь! О чём же эта загадка?
(Орлова А. «Надеваю колготки»)

А вот этот утренний призыв вам знаком?

Я сегодня утром
Встал не с той ноги.
Мамаги мне, мама!
Папа, папаги!

Вывернулась майка,
На носке дыра.
До чего же трудно
Жизнь идет с утра.

Нет компоту края,
Каше нет конца!
Где же ты папощник?
Где ма-
мощ-
ни-
ца?

Мне не налезают
Эти сапоги!
Па-па-ма—ма-ги-и-те!
Пама, па-ма-ги-и-и!
(Орлова А. «Папамамагите!»)

Ведущий: Ух, нелегко дались нам эти сборы на прогулку. Одеваемся мы по погоде (показываем движениями действия одевания) и выходим (куда?).Во двор, конечно. (песня (-). «Если с другом вышел в путь»).

Слайд 12

У каждого из вас свой двор. Есть ли у вас во дворе игровая площадка? Что на ней есть? (горка, качели, песочница, деревянные постройки).

Слайд 13

На нашей воображаемой площадке будет песочница и качели. На качелях можно самим покататься, только по очереди, и даже маму покачать (игра со скакалкой-упражнение для перепрыгивания — качели).

Качели
Пятки в небо!
Ветер в уши!

У-у-у-ух!

На самой высоте
Я пешком ходил
По тучам.

А-а-а-ах!

Щекотка в животе!

Ю.Симбирская

Я маму качаю
Сегодня в нашем дворе
Не скучаю,
А всё потому,
Что я маму качаю.
Я маму качаю
На жёрдочке зыбкой,
А мама летает
Со странной улыбкой.
А мама летает,
Забыты заботы,
И нету капризов,
Борщей и работы…
Я маму качаю,
И мне так приятно,
Что в девочку мама
Вернулась обратно!

А.Орлова

А песочница напомнит нам о летнем путешествии.

Песочница
Морскими песками
Песочницы полны,
Я глажу руками
Песочные волны.
Песочные воды
Заманчиво зыбки,
Там плавают плавно
Песочные рыбки.
В песочных волнах
Провести я готов
Немало счастливых
Песочных часов!
Нырнуть бы поглубже,
А вдруг там на дне
Солёное море
Дышит во сне?

(А.Орлова)

Упражнение «Игра с песком» (фон-Музыка релакс).
Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Наберите в руки воображаемый песок. (Вдох). Песок прохладный. Сильно-сильно, насколько можете, сожмите пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержать дыхание). Песок сыпучий. Постепенно раскрывая пальцы, посыпайте колени песком (выдох). Уроните обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. (повторить 2–3 раза).

Слайд 14

Что интересного можно увидеть на улице, во дворе? (варианты детей)
А вот что заметили наши поэтессы. Отгадайте их стихотворные загадки.

Сверкающий, зелёный,
Красивый и смышлёный.
Усы, как проводочки,
А на ногах крючочки,
Шагает беззаботно,
Руке чуть-чуть щекотно.
Я полюбуюсь вволю
И отпущу на волю. (Кто же это?)
(«Жук» А.Орлова)

Я кричу: «Вот это да!
У меня в руке звезда!»
Не с небес и не морская,
Настоящая, земная!
Новая,
Кленовая! (Что это за звезда?)
(«Новая звезда "А.Орлова)

Разбегаюсь и лечу.
За собою след черчу.
Есть и крылья и мотор.
Ну, а неба — целый двор! (Угадайте, во что играет мальчик)
(«Самолёт» Ю.Симбирская)

Сверху небо — высоко,
В луже небо — глубоко.
Если в лужу оступиться,
Можно в небо провалиться! (дети выполняют движения)
(«Небо» А.Орлова)

Слайд 15

А весёлые стихотворения услышать хотите?

«Гули-грязнули»
И по грязи, и по пыли
Гули лапками ходили.
И по лужам прямиком
Пробежали босиком!
Ну и гули — горе прямо!
И куда глядит их мама?
А.Орлова

«Палка пятипалая»
Палку пятипалую
Я нашёл немалую,
Длинную,
Хорошую,
На руку похожую!
Будет рада мамочка —
Лучше нет подарочка!
Ей ещё бы пару штук,
Чтоб на всё хватало рук!
А.Орлова

А как вам понравится вот такое стихотворение?!

«Грязные истории»
Эх!
Прогулка удалась:
Отыскал такую грязь!
Пробегусь туда-обратно
Мне — смешно,
И ей — приятно!

Ведущий: В какие игры на улице вы любите играть? Поиграем? Поиграем! (игры средней подвижности в условиях помещения «Пустое место», «У Маланьи, у старушки». «Маланью» выбирают считалкой.)

У Маланьи у старушки

(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
У Маланьи у старушки

(Сложить руки углом, показать избушку.)
Жили в маленькой избушке

(Показать семь пальцев.)
Семь сыновей,

(Очертить брови пальцами.)
Все без бровей,

(Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими ушами,

(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)
Вот с такими носами

(Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.)
Вот с такими усами,

(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой головой,

(Показать руками большую окладистую бороду.)
Вот с такой бородой!

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)
Они не пили, не ели,

(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
<На Маланью все глядели,

(Дети показывают загаданные действия.)
И все делали вот так…

Ведущий: Не устали? Тогда наша необычная городская прогулка продолжается.

Слайд 16

Возьмём стихи в дорогу? Это будут стихи из книги Анастасии Орловой «Дорожная азбука». Фонограмма «Звуки дороги». Слышите, как шумит дорога?

«Уличное движение,
Словно речное течение».

А ведь и, правда, машины движутся по дорогам непрерывным потоком.

«Перекрёсток».
Две дороги повстречались,
обнялись, и прочь умчались.
(показать движениями)

О чём эта загадка, угадайте.

«У дороги в домике
человечки-гномики.
Жили, не тужили.
Только не дружили.
Красный выйдет на крылечко.
Нет другого человечка.
А зелёный выйдет —
красного не видит».

Смогут ли они встретиться? («Если повстречаются — светофор сломается»).

Весёлое стихотворение про уставшую зебру хотите послушать. А что же это за зебра на дороге? (дорожная разметка «Пешеходный переход»).

«Зебра лежать на дороге устала.
Гривой тряхнула и ускакала.
Всё, наигралась в опасные игры.
Пусть на дороге валяются…тигры».

Поехали (на Чём?) — приехали (Куда?). Давайте выберем общественный вид транспорта, на котором отправимся в центр нашего города. (Дети выбирают транспорт и маршрут.)

Ехали мы, ехали, в центр города приехали.

«Дверь открылась. Остановка.
Пассажир легко и ловко.
На глазах всего народа
Превратился в пешехода».

Ведущий: Итак, наша остановка — заповедная (историческая) часть города.

Слайд 17

Есть у вас любимые места в исторической части нашего город? Где вы бывали с родителями?

Наверное, не ошибусь, если, скажу, что это Волжская набережная. Рассмотрим карту.
(совместная работа по определению условных обозначений и знаков).

Слайд 18

Каким же маршрутом поведёт нас поэтесса Инна Степановна Полещук. Вот он её стихотворный путеводитель, (показать книгу «Похвала родному городу»). Она — наш экскурсовод.

Автор утверждает, что наш город Ярославль — «Град отменный», «Изразцовое сердце России». Каждое из этих определений требует своего подтверждения. Для нас же сегодня это определение — «Город музей».

Слайд 19

Что такое музей? (это учреждение, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные произведения искусства, предметы и документы, имеющие культурное, научное, историческое значение, а также здание, в котором находится это учреждение; Музеем иногда называют место, где находится много памятников искусства).

Ведущий: Поищем этому подтверждение в стихах необычной книги. А необычна она тем, что стихи в ней соседствуют с удивительными черно-белыми фотографиями известного ярославского фотохудожника — Олега Николаевича Полещука — сына Инны Степановны Полещук. Это их совместная работа к тысячелетнему юбилею нашего города, который мы отмечали пять лет тому назад.

Попробуем узнать эти памятные места на экране и отыскать на карте, описать их словами ярославской поэтессы — Инны Степановны Полещук.

Слайд 20

Итак, чей же это памятник? Кому он посвящен? (Великий князь Ярослав Мудрый)

«Основатель»
Ярослав поставил город,
Правда, вырос он не скоро.
А совсем недавно он
Сам на площадь водружён…

Кажется, что памятник благоверному князю, основателю Ярославля стоял здесь всегда, а ведь ему всего-то 22 года. Создал его выдающийся российский скульптор Олег Комов. Князь изображен защитником и строителем, в одной руке он держит меч, направленный вниз, в другой — макет будущего города.

Найдем это место на нашей карте.

Слайд 21

«Спасский монастырь»
Когда-то взвели монастырь у реки,
А стены на славу: крепки, высоки.
И город со стенами, хоть и не вдруг,
Довольно широко разросся вокруг…

Ведущий: Вы узнали этот вид с высоты птичьего полёта? (Спасо — Преображенский монастырь (1216 г.).

…А эта на славу твердыня
Стоит у реки и поныне…

Ныне историко-архитектурный музей-заповедник. В этом году он отметил свой 150-летний юбилей. Это один из крупнейших музеев России.

Найдем это место на нашей карте.

Слайд 22

Один из известных домов на Волжской набережной Инна Степановна обозначила как дом-ларец. Что такое ларец? (Искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок). Выходит, что это целый дом драгоценностей.

Дом-ларец
Годов тому за триста
Иона сладил дом.
Рассказ ведут туристам
Подробнейше о том.
Богато изукрашен.
Порушен. Возрождён
Теперь иконам нашим
Весьма уютно в нём. С тринадцатого века
Та живопись в «Ларце»,
Там мысли человека
О мире, о Творце
Как благородны лики, лазурь и киноварь,
И золотые блики!
Добро писали встарь.
И преданные люди
Ту ценность берегут,
Стоять пусть вечно будет
«Ларец» на берегу!

Найдем это место на нашей карте.

Слайд 23

Ведущий: Продолжаем нашу прогулку по Волжской набережной. Инна Степановна обозначает ещё один известный дом, советует нам его не пропустить.

У беседки стоит «Губернаторский дом»,
Даже если тебе не совсем по пути,
Побывай, не откладывай всё на потом.
Сколько там знаменитых картин!

Это начало стихотворения «Картинная галерея». Кто — то из вас бывал там?

А они ведь тебя с нетерпением ждут
И хотят рассказать о себе.
Ты не мало найдёшь интересного тут
О природе, о чьей-то судьбе.
Ты глазами художника взглянешь вокруг
И увидишь, что было давным-предавно,
А художник для каждого зрителя друг:
Он откроет, что нам не дано.

Найдем это место на нашей карте.

Слайд 24

Ведущий: Знаком ли вам этот памятник? Кому он посвящен? Это памятник Николаю Алексеевичу Некрасову — русскому поэту, писателю.

«Некрасов»
Некрасов стоит у речного причала.
Безмолвно стоит уже множество лет.
У Волги родимой (всему здесь начало).
О чём сейчас мыслит великий поэт?
Сбылись ли мечты? Или даром мечталось?
Гиганты-суда-то по Волге бегут!
И сделано много — не малая малость,
Хоть люди, как прежде, всё лучшего ждут.
Гимназия, где он учился когда-то,
На месте стоит, хоть потёрта слегка.
Доска на стене, и указаны даты,
И улица названа в честь земляка.
Карабиха рядом (приют для поэта),
Съезжаются люди, читают стихи.
Здесь райское место, особенно летом,
К поэзии здесь не бывают глухи.

В начале июля в музее — заповеднике «Карабиха» проходят ежегодные Некрасовские чтения. Съезжаются любители поэзии со всей России, чтобы почитать стихи ярославского поэта.

Найдем памятник на нашей карте.

Слайд 25

Ведущий: Как много мы с вами нашли подтверждений словам Инны Степановны Полещук, которая назвала наш город — Городом-музеем. Давайте повторим эти нами перечисленные места.

Город — музей
Съезжаются люди
В наш город-музей.
От нас не убудет:
Ходи и глазей.
На чудо соборы
(Старинная кладь),
Резные узоры,
Во всём благодать.
Со стрелки высокой
Полёта простор.
И Волги широкой
Могучий напор.
Аллеи тенистые,
Липы в цвету.
Умеют туристы
Ценить красоту.
«Снимаются» сами
И город-музей.
А дома с друзьями
Сиди и глазей.

Конечно же, это одни из многих памятных, которыми славится наш древний город.

Слайд 26

Звучит песня «Течёт река Волга» в исполнении Л.Зыкиной (1 куплет).
Звучит фонограмма песни (в инструментальной обработке).
Чтение стихотворения на фоне музыки.

«На Волге»
Идут ярославцы на стрелку гулять,
Широко речная раскинулась гладь.
Картины одна за другою пестрят:
Река постоянно меняет наряд.
Причалил роскошный дворец-теплоход,
И весело высыпал в город народ.
Восторженный сразу послышался гам,
И волны неспешно плывут к берегам…

Кстати сказать, у Анастасии Орловой есть книга, посвященная известным рекам, которая называется «Речка, речка, где твой дом?». И, конечно, там тоже есть стихотворение про Волгу.

ВОЛГА
Великая Волга
Плывёт величаво,
Кивая волнами
То влево, то вправо.
А волны у Волги —
Глядите! Глядите! —
Как будто из солнечных
Сотканы нитей.
И глядя на Волгу,
За Волгою следом,
И сам изнутри
Наполняешься светом.

По одной из версий название Волга произошло от древне-марийского Волгыдо, что означает «светлая».

Ведущий: Инна Степановна утверждает, что мы может гордиться и нашим городом и Волгой-матушкой рекой и даже таким деревом, как липа.

Слайд 27

«Липы цветут»
Можем липами гордиться.
Столько липовых аллей!
И потомкам пригодится.
Не губи её, жалей.
Век у липы долгий-долгий,
Проживёт хоть триста лет.
Пусть цветёт она у Волги,
Ничего красивей нет.
Липа ветра не боится,
Самой лютою порой
Не боится простудится.
Липа-дерево-герой



Ведущий: Теперь и вы об этом знаете. Скажем спасибо Инне Степановне, которая своими стихами сопровождала нас.

Ну, что мои путешественники, ножки ваши не устали?

Слайд 28

Давайте присядем на красивую скамейку на набережной и послушаем стихотворение Анастасии Орловой.

«Про скамейки»
Есть у скамьи, как у кошки,
Четыре изящные ножки,
И гнутая спинка красивая,
Скамейка стоит горделивая.
Окрас благородно-неброский
Изысканные полоски.
Легко со скамейкой поладить —
Просто по спинке погладить,
И, если слушать внимательно,
Услышите, обязательно:
Тихонько, как часики тикают,
Скамейки от счастья мурлыкают!

Ведущий: Наша прогулка завершается. Я благодарю вас за терпение, умение слушать и слышать.

Составитель:
Воробьёва Нелли Николаевна — библиотекарь филиала № 11